Когда началась приватизация квартир в москве

В каком году началась приватизация квартир в россии

Когда началась приватизация квартир в москве

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Процесс передачи муниципальных квадратных метров в собственность жильцов называется приватизацией. На первый взгляд государство предлагает весьма выгодную сделку. Однако приватизация в России идет не совсем теми темпами, на которые изначально рассчитывали власти. В чем причина такой инертности населения, и до какого года приватизация будет действовать?

Начало приватизации

В 1991 году, после резкой смены курса правительства СССР, государство столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В той ситуации невозможно стало содержать самостоятельно весь жилищный фонд страны за счет бюджетных средств. Летом был принята первая редакция закона о приватизации. Далее законопроект неоднократно корректировался.

В настоящее время приватизация в России по закону является бессрочной.

Планируется, что со временем бесплатная передача жилья в собственность гражданам сменится выкупом. Однако сегодня нет ясного понимания механизма процесса. Законодатели работают в этом направлении.

В каком году началась приватизация квартир в россии реально? Первые собственники жилья появились в 1992 году. В оформлении документов должны были участвовать все проживающие, включая малолетних детей. Их интересы представляли родители или опекуны.

Жилье переходило во владение в равных долях. Закон предусматривал возможность отказаться от своих прав, но сделать это могли только дееспособные граждане. В дальнейшем им предоставлялось право пожизненного пользования помещением.

Причины продления сроков приватизации

Одной из причин перманентного продления сроков стала инертность населения. Когда началась приватизация в России, правительство полагало, что граждане очень быстро оформят полагающиеся метры в собственность. На деле и сегодня, спустя 27 лет, оформлено только около 80% жилья. В масштабах страны, оставшиеся 20%, составляют значимую цифру для бюджета.

Почему люди не спешат заключать столь выгодную сделку? Здесь роль играют семейные отношения, жизненная ситуация, социальное положение ответственного квартиросъемщика. Заниматься оформлением документов требуется лично. Не все граждане готовы и хотят этим заниматься.

В 2014 году, с присоединением Крыма и Севастополя, правительство продлило сроки для того, чтобы законным правом могли воспользоваться жители и этих территорий. Граждане России имеют равные права, а право на жилье остается одним из основных.

Последние изменения были внесены в феврале 2017 года. Законодатели отменили сроки бесплатной приватизации окончательно.

Выгоды приватизации жилья

Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.

Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:

  • Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
  • Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
  • Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
  • Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
  • Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.

Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.

Негативные моменты приватизации жилья в России

Статья будет однобокой, если не рассмотреть и негативные стороны приватизации в России для новоявленных собственников. Отдавая жилищный фонд, государство передает не только материальные активы, но и сопутствующую ответственность за его содержание.

Риски и обременения, которые достаются жильцам с новой собственностью:

  • Необходимость уплаты фискальных сборов. Если до недавнего времени сумма налога на жилье не была значимой для семьи, то с введением прогрессивной шкалы она заметно увеличилась. Налогообложение в зависимости от рыночной стоимости сильнее всего отразилось на малоимущих жителях больших городов.
  • Повышение платы за ЖКХ. Переоформление документов, при прочих равных, влечет необходимость содержания за свой счет общедомовых коммуникаций, обслуживание здания.
  • новой собственности, при изношенных еще в советский период внутриквартирных коммуникациях, по умолчанию переходит от государства к счастливым владельцам.
  • Ветхий и аварийный фонд, который подвергся приватизации, расселяется по новым, невыгодным для жильцов, нормам. При расселении муниципального жилья все прописанные получают квадратные метры согласно санитарным нормам. На сегодня это 18 кв. м на одного жильца. Владельцы приватизированной квартиры могут рассчитывать на аналогичную по площади, вне зависимости от числа и пола прописанных.
  • Ответственность перед соседями за любой форс-мажор в своем доме несут собственники. Пока квартира государственная, прорванная труба – ответственность муниципальных властей. Как только документы на приватизацию квартиры оформлены, платить соседям за испорченный ремонт обязаны хозяева.

Это важно знать:  Договор о приватизации квартиры: где получить дубликат

Государство предусмотрело возможность вернуть приватизированное жилье обратно. Это можно сделать, если после оформления документов не изменился собственник и в квартиру не были прописаны дополнительные жильцы. Однако таким правом граждане пользуются редко.

В каком году началась приватизация квартир

Если отставить в сторону крупные предприятия, то россиян более всего интересует приватизация жилищного фонда. Во времена СССР большая часть граждан имела возможность «получить» квартиру за несколько лет труда на предприятиях.

Порой для этого приходилось ехать в самые некомфортные условия Севера. Квартиры выделялись на основании социального найма. Право же собственности сохранялось за государством или муниципалитетом.

За редким исключением такая ситуация сохранялась до 90 х годов, когда началась приватизация квартир в России.

Когда принят первый закон о приватизации в России

Приватизация-следка, в результате которой, имущество государственное или муниципальное, переходит в руки частных собственников.

Начало последнего десятилетия ХХ века ознаменовалось сменой не только курса политического, но и экономического. Однако это не значит, что до этого времени нельзя было подучить квартиру в собственность. Строительные кооперативы были уже тогда. Кроме того, еще 02. 12. 1988 г.

СовМин СССР принял Постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”. То есть, выкупить квартиру уже было можно, хотя назвать это приватизацией в ее нынешнем понимании нельзя.

За пару лет аналогичные акты были приняты на уровне республик.

Однако успешной эта акция не была, ведь квартиру приходилось выкупать по полной стоимости. У честного советского гражданина таких денег не было. А если и были, то пришлось бы разъяснить их происхождение.

Внимание! Именно 04.07.1991 года можно считать датой начала приватизации жилья в России. Предприятия и объекты производства стали массово переходить в частные руки уже в 1992 году.

Как и большая часть нормативных актов эпохи зарождающегося капитализма, закон 1991 года был весьма сырым и схематичным. В нем не была четко прописана сама процедура приватизации.

Отдельные категории граждан были слабо защищены. Частично дыры латали уже на местном уровне.

До сих пор практическая процедура приватизации на местах регулируется региональными регламентами по предоставлению услуг по передаче жилья в собственность нанимателей.

Наименование региональных актов может несколько варьироваться, но суть его остается прежней – он определяет практический порядок оформления приватизации. Здесь гражданин найдет ответ на вопросы о том, какие и куда нужно подавать документы.

Изменения в законодательстве о приватизации

Конечно, принятый наспех закон нуждался в доработке, в нем был целый ряд дыр. Связанных как с процессуальным порядком оформления сделки, так и защитой отдельных категорий и граждан.

Так, лишь через 1993 были приняты поправки и даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ставшие на сторону защиты детей. До этих пор родители массово отстраняли детей от участия в приватизации. Последствия просчета тянутся дол сих пор. Сроки давности по таким делам легко восстанавливаются.

Теперь дети, ставшие совершенно взрослыми людьми, обращаются в суды для защиты своих нарушенных прав. Квартиры, приватизированные когда-то с нарушением закона, могут уже не раз сменить владельца. В итоге, сделки, последовавшие за не правомерной приватизацией, признаются недействительными, и последний владелец несет крупные убытки. Ведь вернуть деньги за жилье уже практически нереально.

В целях защиты детей сирот был установлен 5-летний мораторий на приватизацию выделенных им государством квартиры. Но это тоже произошло не сразу. В итоге, большая часть сирот осталась на улице, попав в лапы мошенников.

Еще одно важное изменение последних лет коснулось коммунальных квартир. Закон 1991 года о них вовсе не упоминает, а ведь после распада СССР недвижимости такого типа оказалось довольно много.

Возникал вопрос о том, возможно ли в принципе приватизировать квартиру с местами общего пользования. Ответ на этот вопрос дал Пленум ВС РФ уже после 2000 х. Действительно, приватизировать такое жилье можно. Даже согласия жильцов отдельных комнат не потребуется.

При этом места общего пользования останутся общими и в собственность не перейдут.

Кроме этих был еще целый ряд менее заметных изменений и разъяснений. Сейчас приватизировано порядка 80 % муниципального или государственного жилищного фонда и совершенствование законодательства в этой сфере, скорее всего, продолжится.

Когда закончится приватизация?

Это едва ли не самый животрепещущий вопрос последних лет. Граждане порой оттягивали приватизацию в ожидании лучших условий или подходящего момента. Кто-то не мог приватизировать жилье из-за отсутствия согласия всех зарегистрированных лиц. Это создавало страх «не успеть» бесплатно приватизировать жилье.

В первой редакции закона 1991 года сроки приватизации не оговаривались. Однако, новый ЖК РФ 2004 года о приватизации умалчивал. Поэтому сроком окончания приватизации стало считаться 01.03.2005 – дата вступления в силу нового Кодекса.

Источник: https://leonmonitor.ru/v-kakom-godu-nachalas-privatizacija-kvartir-v-rossii-2/

Дети, которых в 1992-1993 годах родители не включили в число собственников квартир, остаются без жилплощади

Когда началась приватизация квартир в москве

Варвара Пономарева одна из тысяч молодых граждан, родители которых попали в первую волну приватизации. В 1992-1993 годах таких, как она, малышей при приватизации не включали в число собственников.

Но прошли годы, и эти дети выросли. Взрослая жизнь для очень многих из них, как и у Варвары, началась со знакомства с отечественной системой судопроизводства. Повзрослевшие дети отправились в суды добиваться своей доли в квартире, где они родились, прописаны и живут. Сколько таких, как Пономарева, установить невозможно – подобной статистики никто не ведет.

Часто место проживания этих бедолаг зависит от нескольких факторов – настроения их родителей, продолжают ли они жить в браке, и прочее. Если благоприятные факторы не складываются, то дети первой волны приватизации запросто оказываются на улице.

Формально закон должен защищать их интересы. При обращении в суд таким детям должны выделять долю в их собственной квартире. Но это скорее исключение, чем правило.

Дочки-матери без документов

В 1993 году при приватизации квартиры родители Варвары не включили в число собственников свою дочь. Теперь Варвара регулярно посещает Пресненский суд столицы. И вот почему.

В январе 1993 года, то есть на момент приватизации, в Москве в квартире на Новом Арбате жила обыкновенная семья – бабушка, папа, мама и их дочка-внучка Варвара пяти лет. Ее, конечно, никто не спрашивал, хочет ли она быть собст венником. Доли при приватизации жилья определены не были.

В 2003 году умирает бабушка, а папа с мамой расходятся. У каждого из родителей начинается своя жизнь.

Дочь Варвара только в декабре 2008 года узнает у нотариуса, что доли после смерти бабушки закрепляются за родителями, а у нее ничего нет.

Отец, который сначала решил написать завещание и подарить долю квартиры своей дочери, уже передумал. Он отменил завещание.

В начале этого года Варвара пришла в суд с иском о признании частично недействительной приватизацию 1993 года и о выделении ей доли в квартире, где она родилась, была прописана и жила.

Ответчиками по иску дочери оказались мать и отец. Мать поддержала иск дочери. Отец был категорически против.

В конце лета суд отказал Варваре Пономаревой в иске. Судья, подтверждая свою правоту, в решении записала, что собственник обязан оплачивать жилое помещение, а Варвара этого не делала. Получился абсурд. Выходило, что с неполных пяти лет ребенок должен оплачивать место своего жительства? А на что тогда родители?

На сегодня ситуация такова: девушка 21 года, не имея никакой собственности, остается в своей же квартире просто прописанной. Выходит, она была лишена собственности дважды – в 1993 году родителями, а в 2009 году и судом.

Как забыли малолетних

Когда в самом начале 1990-х годов в России началась приватизация жилплощади, что это такое, толком никто не знал. Взрослое население не понимало, нужно ли включать детей в число собственников.

Формально закон в те годы не настаивал на таком обязательном включении несовершеннолетних в приватизационные документы. А какие это будет иметь по следствия в будущем, предсказать в те годы никто не мог.

И вот что мы имеем на сегодняшний день.

Выросшие дети, узнав о том, что они в собственной квартире всего лишь прописаны, стали обращаться в суды. Их иски абсолютно одинаковы – все настаивают на выделении им доли в квартире.

Однако по нынешнему закону таким детям отводится только один год “на размышление” с момента, как им стало известно, что у них ничего нет. За 12 месяцев они должны успеть осознать действительность и добежать до суда, чтобы подать иск. И горе тем детям, которые не могут доказать в суде, когда именно они узнали о том, что родители лишили их собственности.

Но неумение быстро суетиться – еще не самое страшное. Есть категория вчерашних детей, которым вообще не позавидуешь. Это те, у кого родители успели разбежаться и у них в силу неприязненных отношений нет общего взгляда на долево-квартирный вопрос своих детей.

Полным абсурдом можно назвать и причину, по которой суды порой отказывают детям в удовлетворении их требований, – это факт того, что ребенок не платил за квартиру. И это при том, что родители не требовали с ребенка оплаты, а выступая его законными представителями, вносили плату самостоятельно.

Ну и совсем трагически складывается ситуация для тех детей, у которых родители развелись, а затем вступили в новые браки. Интересы таких родителей уже категорически расходятся с интересами их собственных детей.

Поделятся ли они долей собственности в квартире добровольно или нет? Матери, как правило, отрывают от сердца свои части долей. А вот отцы, у которых уже новые семьи, очень часто не хотят расставаться с тем, что имеют.

Так дети рискуют стать бомжами при живых родителях.

Источник: https://rg.ru/2009/12/03/jilye.html

Приватизация жилья: как это было?

Когда началась приватизация квартир в москве

23.06.2011 | 15:50 21811

Массовая приватизация жилья продолжается в России уже двадцать лет. И сегодня трудно поверить в то, что когда-то эта теперь уже обычная житейская практика воспринималась как системная реформа, цель которой – радикально изменить отношения к собственности.

Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР». А днем раньше Верховный Совет РСФСР утвердил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Две приватизации – хорошая и плохая – начались почти одновременно.

Нельзя сказать, что для советских граждан это была неожиданная новость.

О том, что приватизация жилья неизбежна, они догадывались и даже были уверены в том, что за собственное жилье им обязательно придется платить.

Как следствие, их волновала в основном лишь денежная сумма, которую государство назначит в качестве цены за конкретные квадратные метры. И еще – установленные срок и способ оплаты.

На волнующие граждан вопросы законодатель ответил лишь в самом общем виде. По закону граждане, проживающие в домах государственного и муниципального фондов, получили право на бесплатную приватизацию не менее 18 кв.

м общей площади используемого жилья в расчете на одного жильца. И еще дополнительно не менее 9 бесплатных кв. м – в расчете на одну семью.

Разница между стоимостью квартиры и стоимостью «бесплатного жилья» подлежала оплате.

История распорядилась таким образом, что на заре приватизации жилья российское государство так и не сумело сообщить своим гражданам, сколько по справедливости стоят их квартиры.

Но зато очень скоро граждане лично узнали, как реально работают свободные рыночные цены и что есть такое гиперинфляция.

Как следствие, их уже не интересовали расчеты государства, повседневная математика оказалась важнее.

Тем не менее, оценочные комиссии, созданные при местных Советах для расчета стоимости приватизируемого жилья, продолжали работать, несмотря на абсолютную бессмысленность данного им поручения. До тех пор пока в конце декабря 1992 года Верховный Совет РФ не принял единственно возможное на тот момент решение – гарантировать гражданам России право на бесплатную приватизацию жилья.

Другая жизнь Виталия Найшуля
Слово «приватизация», как многие другие слова из лексикона реформаторов, было заимствовано на Западе.

Правда, на английском языке оно звучало несколько иначе — «реприватизация»: этим термином обозначались методы экономической политики, известной как «рейганомика» и «тэтчеризм».

К этим методам обычно относились: денационализация, дерегулирование и частно-государственное партнерство.

Первым советским экономистом, кто употребил слово «приватизация» в контексте анализа кризиса отечественной экономики, был сотрудник Экономического института Госплана СССР Виталий Найшуль. В середине 80-х годов прошлого века его рукопись «Другая жизнь», распространявшаяся по каналам самиздата, была хорошо известна в кругу советских теоретиков-экономистов, читавших не только правильные книги.

Первая глава рукописи называлась «Реформа», что отражало ее содержание: в ней подробно описывалась будущая экономическая реформа в СССР. Сегодня мы можем сказать, что это была лишь очередная утопия в духе весьма популярного в то время «народного капитализма», однако именно ее автор придумал «ваучер». И конкретно описал реформу, которую мы сегодня знаем под названием «приватизация жилья».

Другая жизнь в представлении Виталия Найшуля: «Параллельно с экономической реформой в стране пройдет жилищная реформа, которая затронет многих из нас. Все граждане страны получат жилую площадь, на которой они постоянно прописаны в полную собственность». Это было написано в 1985 году, еще до «перестройки».

Но я решил вспомнить об этой книге Виталия Найшуля не только для того, чтобы уточнить, кто на самом деле является «автором» идеи приватизации в России. Есть и другая непосредственно относящаяся к нашей теме причина. В 1994 году Виталий Найшуль сделал вывод, который может показаться абсурдным: приватизация жилья произошла в стране не вчера, а гораздо раньше – на рубеже 60-х -70-х годов.

Чтобы понять этот вывод, недостаточно обратиться к историческим фактам. Следует также расстаться с весьма устойчивым социалистическим мифом, будто социализм и такие явления, как частная собственность и рынок, практически несовместимы. Эта несовместимость бесспорна лишь в теории, но на практике социализм всегда лишь попытка – и всегда неудачная – ликвидировать частную собственность и рынок.

Государство и собственность
Для начала вспомним, что в СССР существовали так называемые кооперативные квартиры.

Или – что более точно – квартиры в кооперативе, поскольку их законным собственником являлся кооператив, а жильцы были всего пайщиками.

Эта ситуация изменилась в марте 1988 года с принятием совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития жилищной кооперации».

Данным документом было установлено, что член кооператива, если он полностью выплатил паевой взнос, в случае выбытия из кооператива имеет право получить уже выплаченный паевой взнос обратно за вычетом амортизации либо передать квартиру своим родственникам или другим лицам. Требовалось лишь согласие кооператива. В данном случае фактически имело место купля-продажа, осуществляемая в два этапа. Сначала кооператив выкупал квартиру у пайщика, затем продавал ее жильцам.

Но это правило действовало недолго: с 1 июля 1990 года вступил в действие закон «О собственности в СССР», в соответствии с которым член кооператива, выплативший паевой взнос полностью, признавался собственником уже оплаченного имущества.

Кооперативные квартиры превратились в частные. Кроме того, новым законом было впервые установлено, что наниматель жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и члены его семьи вправе выкупить у собственника соответствующую квартиру или дом.

Не указано было лишь то, как это сделать.

Новая разновидность собственности получила название «собственность граждан». Привычное понятие «личная собственность» уже не использовалось, однако открыто употреблять запретное словосочетание «частная собственность» союзная власть не решалась. Однако из текста закона следовало: собственность граждан есть самая настоящая свободно отчуждаемая частная собственность.

Но и этот закон существовал недолго. С 1 января его действие было отменено на территории России решением Верховного Совета РСФСР. Вступил в действие Закон РСФСР «О собственности в РСФСР».

В отношении признания прав собственности граждан на жилье формально ничего не изменилось, российский закон буквально повторил положения общесоюзного закона.

Новизна заключалось лишь в том, что впервые квартиры были «прописаны» в законе как объекты собственности граждан.

Собственность и свобода
Наш небольшой исторический экскурс позволяет сделать два вывода. Вывод первый: частную собственность на жилье «создать» путем изменения действующего закона невозможно.

Требуется, чтобы вышестоящие органы власти приказали нижестоящим органам: дать гражданам то, что им причитается.

Иначе говоря, требуется снять все существующие запреты на свободное использование частного имущества.

Вывод второй: робкая попытка советской власти «монетизировать» жилищные права граждан была обречена на провал. В этом отношении весьма показательна история реализации Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года №1440 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного фонда». Исторически это была первая попытка приватизации жилья.

В этом документе не декларировалось, а именно разрешалось местным органам власти продавать квартиры их нанимателям. Кроме того, разрешалась продажа незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту. Подчеркнем: данное постановление было составлено именно как указание. В нем, в частности, содержалась рекомендация продавать все квартиры в конкретном доме.

Возможностью выкупить собственное жилье у государства реально воспользовалась ничтожная часть населения страны.

Есть данные, что до начала массовой бесплатной приватизации жилья в Российской Федерации было продано всего 0,2% жилищного фонда.

Но чтобы понять, почему советские граждане так низко ценили возможность получить жилье в собственность, следует ответить на весьма коварный вопрос: что означала в советское время государственная собственность на городские квартиры?

На языке советского жилищного права ответ должен быть следующим: государство выступало как наймодатель в отношениях с жильцами и в этом качестве являлось собственником всех квартир. Но тогда возникает другой вопрос: имела ли власть возможность выселить жильцов из квартиры, где они были постоянно прописаны?

В сталинские времена это было, безусловно, возможно. Но во времена «застоя» у государства практически не осталось законных оснований для выселения рядового законопослушного жильца из его квартиры. На данное обстоятельство и указывал Виталий Найшуль, когда сделал вывод о том, что приватизация жилья произошла в период «застоя». Жилплощадь стала для гражданина территорией личной свободы.

По молчаливому договору государство уже не вторгалось на эту территорию и даже больше – взяло на себя обязательство защищать ее от притязаний третьих лиц. Это явление Виталий Найшуль назвал «советское обычное право» и оно действительно напоминает многие феодальные обычаи. Сбылась мечта Шарикова: все граждане получили бесповоротное право на гарантированные квадратные метры.

Отсюда ясно, почему советские граждане не видели смысла в том, чтобы выкупать собственное жилье у государства. Причина первая — это была нелегитимная сделка. Нельзя сначала что-то дать, а потом потребовать за это деньги.

Причина вторая – отсутствовало то, что сегодня называется «рыночная стоимость» недвижимости. Для граждан имела смысл не приватизация жилья как таковая, а ее реальная «монетизация». Но для этого требовался свободный рынок.

Читайте далее: «Приватизация жилья: как стать миллионером?»

Вячеслав Костров   

Источник: https://www.bn.ru/gazeta/articles/83734/

История приватизации в России. Справка

Когда началась приватизация квартир в москве

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.