Кооператив преимущества и недостатки

Кооператив: характеристика, виды, преимущества, недостатки

Кооператив преимущества и недостатки

Кооператив — это общество, деятельность которого направлена в принципе не на получение доходов, а на оказание помощи и содействия членам общества.

Основоположниками современных кооперативов считаются 28 рабочих из города Рочдейл (Англия). В 1844 г.

, сберегая по несколько пенсов в неделю, они собрали начальный капитал в 28 фунтов, на который сняли магазин и начали небольшую торговлю мукой, овсяной крупой, сахаром, сливочным маслом и свечами.

Прибыль от этого предприятия делилась между членами пропорционально количеству их покупок.

Такие общества получили название потребительских кооперативных обществ. Наряду с ними существуют производственные кооперативные общества, созданные производителями.

В России кооперативы получили распространение прежде всего в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области.

Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Кооператив является юридическим лицом, а поэтому и субъектом права.

В современной деловой практике кооперативы по обороту занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах.

Это объясняется рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что на кооперативных предприятиях наблюдается тенденция к «декапитализации» доходов, что снижает эффективность производства, сдерживает инновационный процесс, затрудняет структурные преобразования.

С другой стороны, эта форма имеет явные преимущества, среди которых одним из важных является высокая мотивация, обусловленная единством собственности и труда.

Но она действует лишь в том случае, если вместо обезличенной «коллективной собственности», которая, по существу, означает собственность коллектива, существует собственность членов этого коллектива.

В США, например, для характеристики таких предприятий применяется термин «собственность работника».

Он гораздо точнее, поскольку собственность работника — это разновидность частной собственности, отличающейся от классической частной собственности тем, что собственник обязательно одновременно работает на предприятии, совладельцем которого является, и существует определенный механизм, обеспечивающий его участие в управлении предприятием.

Необходимо отметить, что в США в собственность работников преобразуется не государственная, а частная. Причем этот процесс всячески поощряется, поскольку, по имеющимся данным, производительность труда на предприятиях с собственностью работников в среднем на 10% выше, чем на других типах предприятий.

Конгрессом США за последние годы принято более 20 федеральных законов, в той или иной форме, прежде всего путем налоговых льгот, стимулирующих развитие собственности работников. Сейчас в стране насчитывается более 11 тыс. предприятий, являющихся полностью или частично собственностью работников. На них трудятся около 12 млн. человек.

Возникло несколько центров, занимающихся проблемами собственности работников как в теоретическом плане, так и в чисто прикладном.

В основе появления и развития такого рода коллективно-частного предпринимательства лежит научно-техническая революция. Она вызвала развитие наукоемких производств, повысила роль и удельный вес работников интеллектуального труда.

Им нельзя задать ритм работы с помощью конвейера, да и самый обычный контроль за их работой неэффективен. Такие работники трудятся с отдачей только тогда, когда имеют соответствующую мотивацию. Положение собственника лучше всего способствует возникновению такой мотивации.

В результате и стали появляться сначала десятки, а затем сотни и тысячи фирм, в которых иногда работают лишь несколько человек.

Но эта раздробленность компенсируется тем, что все большее число людей участвует в общественном производстве не просто в качестве наемных работников, а в качестве хозяев, имеющих совершенно иные стимулы к труду.

На крупных производствах, которые по технологическим соображениям нельзя разделить на мелкие частные предприятия, аналогичная задача решается путем преобразования традиционной частной собственности в собственность работников.

Причем сторонниками такого преобразования часто являются сами предприниматели, понимающие, что, уступив часть принадлежащего им имущества своим работникам, они повышают эффективность их труда и с лихвой компенсируют ту часть прибыли, которую в виде дивидендов они должны будут отдавать появившимся совладельцам.

В России и других странах СНГ предприятия, основанные на собственности работников, только создаются. Отношение к ним в обществе неоднозначное.

Среди ученых, например, есть немало критиков «народных предприятий», апеллирующих часто к югославскому опыту «рабочего самоуправления», которое, как известно, не выдержало проверки временем.

Однако при этом из виду упускается главное: в югославском эксперименте собственность работников не создавалась и не использовалась. Там господствовала обезличенная коллективная собственность, реально не принадлежавшая ни работникам, ни государству.

Отношение трудовых коллективов в нашей стране к «народным предприятиям» весьма доброжелательное, а это значит, что в ходе дальнейшей приватизации они получат широкое распространение. Но чтобы такие предприятия не стали разновидностью советских колхозов, необходимо всестороннее изучение западного опыта их организации. Причем сегодня этот опыт не ограничивается американским.

В свое время Совет ЕС принял рекомендации по реализации программ перехода к «собственности работников» (программа ЕСОП) во всех западноевропейских странах. Как метод приватизации программа ЕСОП начала широко применяться также в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии.

Вместе с тем было бы ошибкой распространять предприятия с рабочей собственностью на всю экономику. Западные страны потому и добились успеха в социально-экономическом и научно-техническом развитии, что создавали условия для развития разнообразных форм собственности и предпринимательства.

В тех же США из 19 млн. различного рода предприятий 70% составляют предприятия индивидуальной собственности, 10% — партнерства (принадлежащие двум или более лицам), 20% — корпорации или акционерного общества.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/kooperativ-charakteristika-vidi-preimuschestva-nedostatki-381

Как открыть кооператив и почему этого не стоит делать

Кооператив преимущества и недостатки
sh: 1: –format=html: not found

  • Чем хорош кооператив

    Как зарегистрировать ООО: готовим документы и отдаем в налоговую

    Равноправие. Важные вопросы выносят на ание, в котором участвуют все члены кооператива. Нельзя в одиночку решить, как делить прибыль, в каком направлении развиваться и кого сделать новым участником организации. Есть проблема или идея — прислушивайся к мнению остальных.

    Решения принимают большинством , а в особых случаях — только единогласно.

    Голос каждого участника весит одинаково, вне зависимости от суммы взноса в паевой фонд (аналог уставного капитала). Даже если один внес 100 рублей, а другой 100 000 рублей — оба голоса равнозначны.

    Привычных начальников, которые раздают приказы и за которыми остается финальное слово, — нет. Председатель у кооператива есть (его тоже выбирают анием), но объем его полномочий всё равно определяют решением общего собрания или наблюдательного совета.

    Все работают. Большинство членов кооператива трудятся сами и, помимо дохода от бизнеса, получают оплату — деньгами или продукцией. Тех, кто справляется плохо, выгоняют из организации (вы правы: анием).

    Кооператив может разрешить кому-то не работать, но лодырю придется заплатить дополнительную сумму в паевой фонд. Неработающих участников должно быть максимум 25%.

    Наемных работников нет или их мало: количество людей в штате не может превышать 30% от числа членов кооператива.

    Деньги — в любой момент. Частоту распределения доходов устанавливают члены кооператива: делить заработанное можно хоть каждый день. Но выдавать в качестве дивидендов позволено максимум 50% чистого дохода.

    Спокойствие, потому что в деле только свои. Принять новичка в кооператив можно, но лишь единогласно. Если вам не нравится потенциальный участник — пусть идет лесом.

    С другой стороны, взять и продать долю нельзя. Есть три варианта:

    • Выйти из кооператива, получив свою часть паевого фонда и причитающиеся доходы. А вот компенсации за неделимое имущество не будет. Если за годы работы кооператив переехал из арендованного подвала в собственный особняк или обзавелся автопарком — всё это останется кооперативу.
    • Продать свой пай (долю) участникам кооператива.
    • Вынести на ание вопрос о продаже пая нечлену кооператива. Если участники проголосуют «за» — сделке быть. «Против» — увы.

    Неограниченное количество владельцев (но минимум — пять). Кооператив принимает сколько угодно участников — хоть всю Москву. Но не имеет права на существование, если их меньше пяти. В этом случае кооператив ликвидируют либо реорганизуют в ИП или ООО.   

    Упрощенная система налогообложения. Если в кооперативе до 100 участников и его годовой доход не больше 79 740 тысяч рублей, можно применять упрощенную систему налогообложения (УСН). В таком случае кооператив платит налог на прибыль по ставке 6% с доходов или 15% с доходов после вычета расходов.

    Впрочем, с зарплат сотрудников придется платить 13% подоходного налога (НДФЛ) и страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Всё вместе — минимум 49,65% от зарплаты «на руки», если нет льгот.

    С дивидендов члены кооператива платят 13% НДФЛ.

    Низкий возрастной порог. Создавать кооператив и вступать в него можно с 16 лет. Дополнительных документов не надо.

    Почему кооперативы почти никто не открывает?

    Как стать ИП. Оформляем бумаги и получаем свидетельство о регистрации

    Достоинства оборачиваются недостатками, если посмотреть на них с другого ракурса. Учреждать кооператив — плохое решение, если вы:

    • единственный учредитель или учредителей меньше пяти
    • хотите руководить компанией самостоятельно
    • рассматриваете бизнес как инвестицию без обязанности работать (хотя бы со временем)
    • будете нанимать сотрудников
    • допускаете, что продадите компанию или долю в ней
    • не хотите рисковать своим имуществом. Долги кооператива перед партнерами, банками и государством участники гасят из собственных карманов. На кону — деньги с личных счетов, ценные вещи и недвижимость (кроме единственного жилья). Владельцы ООО, если ведут честный бизнес, за финансовые проблемы компании не отвечают. Максимум чего они лишатся — своей доли.

    В чем разница между ООО и ИП и какая форма подходит вашему бизнесу

    Другими словами, если ваша цель — создать растущую компанию и зарабатывать всё больше и больше, забудьте о кооперативе. Эта история больше про совместную занятость, чем про бизнес в чистом виде.

    Если же вам важнее заниматься любимым делом в компании увлеченных единомышленников (и вы не боитесь ссор во время принятия решений), кооператив — достойный выбор.

    Как создать кооператив

    1. Соберите команду

      Сколько на самом деле стоят сотрудники и что делать, чтобы платить меньше

      Найдите минимум пятерых партнеров. Подойдут все: работающие, безработные, фрилансеры, ИП и школьники, если им исполнилось 16. В качестве инвестора можете «призвать» юридическое лицо. Работать оно не будет, но даст денег и потребует свой кусок пирога, то есть пай (а вместе с ним и часть будущих доходов).

    2. Выберите председателя

      Он руководит кооперативом, представляет его интересы в суде и сдает налоговую отчетность. Именно председатель поедет подавать документы на регистрацию юрлица.

      Если в кооперативе больше 10 человек, придется создать правление: оно под руководством председателя руководит организацией в период от одного собрания членов кооператива до другого. Ну, а если участников больше 50, надо создать еще и наблюдательный совет, который контролирует работу правления.

    3. Напишите устав

      Это главный документ кооператива, свод его правил. В уставе указывают всё: от названия и вида деятельности до трудовых обязанностей участников и правил разделения прибыли.

      Пригласите юриста, чтобы составить бумагу: если будут ошибки, налоговая откажет в регистрации, и тогда придется исправлять текст и снова платить госпошлину.

      Однако обойтись своими силами тоже можно — используйте любой шаблон.

    4. Составьте протокол собрания о создании кооператива

      Как и устав, его попросят в налоговой.

    5. Оплатите паевые взносы

      Сумму можете установить любую, хоть 100 рублей. В отличие от уставного капитала ООО, минимального размера паевого фонда нет.

      До регистрации кооператива каждый участник должен внести в паевой фонд 10% от своего взноса. Остальную часть можно заплатить в течение года после регистрации.

      Чтобы собрать сумму, откройте в банке временный счет. Деньги внесите наличными в отделении или через интернет-банк. В назначении платежа укажите: «Паевой взнос».

      Фонд можно пополнять не только деньгами: вещи, акции, недвижимость тоже сгодятся. Их стоимость определяют члены кооператива, после чего в свободной форме составляют акт оценки имущества. Если вещи стоят дороже 250 МРОТ (в 2016 году это равно 1 875 000 рублей), потребуется независимый оценщик.

    6. Пошлину тоже оплатите

      Цена вопроса — 4 000 рублей. Платить надо на сайте Федеральной налоговой службы, в отделении банка или терминале в здании налоговой, если он там установлен (в московской № 46 — да).

    7. Подайте документы на регистрацию

      Обращайтесь в ту налоговую, которая обслуживает юридический адрес вашей компании. В Москве за регистрацию юридических лиц отвечает налоговая № 46.

      Вам потребуется тот же комплект документов, что и при создании ООО. Процесс регистрации юридических лиц одинаков: для налоговой нет большой разницы, кто вы — ООО, ПАО или ПК (так сокращенно называют производственные кооперативы).

    8. Получите свидетельство о регистрации

      Печать: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее

      Его сделают через три-пять дней после подачи заявления. Съездите за ним в налоговую или дождитесь, пока оно придет почтой — зависит от того, какой способ получения вы указали в заявлении. Вместе со свидетельством вы получите бумагу с номером ИНН юридического лица, устав с отметкой налоговиков и лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    Как открыть счет и выбрать идеальный банк

    Всё — кооператив готов к работе. Можете заказывать вывеску, открывать счет и закатывать вечеринку. А чтобы решить, что сделать в первую очередь, — созовите собрание и проголосуйте.

  • Источник: https://incrussia.ru/instruction/instruktsiya_kak-otkryt-kooperativ-i-pochemu-etogo-ne-stoit-delat/?web_view=1&preload=1&audio_bridge=1&photo_view=1&supports_infinite_scroll=1

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.