Квартиры сиротам

Квадратура друга: почему никто не хочет строить жилье для сирот

Квартиры сиротам

В конце прошлого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, устанавливающие квоту на покупку квартир для детей-сирот.

Если раньше для бывших воспитанников сиротских учреждений могли строить целые дома, Минимущество проводило торги и полностью их выкупало, то теперь в одном здании количество таких квартир не должно превышать 25%.

Почему застройщики отказываются строить такие дома, а выдача жилья очередникам резко замедлилась,— в материале «Известий».

А соседи кто?

Цели новый закон преследовал благие — детей, воспитывавшихся без родителей, таким образом попытались социализировать, чтобы они смогли без проблем войти во взрослую жизнь и найти общий язык со всем миром, а застройщиков — подтолкнуть к повышению качества жилья, возводимого для таких категорий граждан.

Реализация закона идет со скрипом. Одними из первых о проблемах заговорили застройщики: жилье, в котором четвертая часть квартир будет принадлежать сиротам, попросту не продастся, не каждый хочет иметь такого соседа. Соответственно и строить при такой квоте желания нет.

По мнению некоторых экспертов, застройщиков понять можно, ведь у бизнеса свои резоны. Но с юридической точки зрения такое поведение можно назвать дискриминацией.

— При этом не только правовой, но и социальной, — считает адвокат, правозащитник, управляющий партнер юридического бюро U&Partners, председатель международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права» Андрей Андреев.

— Но если права воспитанников детских домов и социальных приютов оговорены и защищаются законом, то их социальная адаптация полностью ложится на плечи людей, которые постоянно находятся рядом с ними. Это их воспитатели, педагоги и даже повара.

И здесь уже всё зависит от самого что ни на есть человеческого фактора.

У владелицы центров инновационного развития «Интеллектика.Онлайн» Анны Невмержицкой супруг воспитывался в детском доме. Она называет бредом мнение о социальной опасности детей, выросших без родителей.

— Около тридцати лет общаюсь с его друзьями — такими же сиротами, практически сверстниками, — рассказывает Анна. — Да, есть особенности психологические.

Это и понятно, после такого «коридора» во взрослую жизнь они воспринимают мир иначе, тяжелее доверяют людям. Но сказать, что они социально опасны только потому, что так сложилось у них детство, — бред.

Мобильная составляющая у них даже гораздо выше, чем у многих других «семейных».

Психологи утверждают: социализация детей, воспитывающихся без родителей, должна начинаться гораздо раньше того момента, когда они выйдут из детского дома. Только в этом случае проблем с адаптацией во взрослой жизни удастся избежать.

— К сожалению, дети-сироты лишены возможности получить разнообразный социальный опыт, у них нет нормальных условий для взросления, социализации и адаптации, — подчеркивает психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Они могут испытывать психическое утомление, стресс, часто не готовы преодолевать трудности, у них отсутствует потребность в достижении успеха. Это провоцирует агрессию, недоверчивость, вспыльчивость, которые нередко становятся причиной девиантного поведения.

Подвисшие площади

В итоге реформа начала буксовать. В начале года в Омской области конкурсы на приобретение квартир сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, попросту не состоялись.

И Омская область, пожалуй, исключением среди всех регионов не является. В Прииртышье также строят целые кварталы для тех, кто ждет от государства положенных квадратных метров, создавая своеобразные гетто.

И, как замечают эксперты, получается, что выросшие сироты переезжают из одного детдома в другой.

Сложность с переселением детей-сирот вызвана еще и экономическими факторами. Застройщикам просто невыгодно возводить дома по такой квоте. Цена за квадрат в регионе невысокая. В соседних областях она доходит до 44–46 тыс.

рублей за квадратный метр, тогда как в Прииртышье — 36. Кроме того, строители стараются ужать квадратуру для будущего собственника. По закону, она должна иметь площадь не менее 33 кв.

м, в этот лимит и стараются уложиться, хотя на коммерческом рынке такие площади уже неактуальны.

— Сейчас площадь однокомнатных квартир может превышать 40 кв. м, 33 квадрата на рынке не востребованы, — продолжает строитель, директор ООО «Варм» Алексей Сабельфельд. — Существуют типовые проекты, по которым застройщики всегда работали, возводя определенные дома.

Строители рассчитывали на программу по расселению, наверняка знали цифры, какое количество человек стоит в очереди, поэтому и планировали возводить дома с такой квадратурой для детей-сирот. А потом ввели эту квоту.

Раньше строители могли продать в доме 60 квартир, а теперь только 15, определенное количество площадей просто подвисло, на рынке они спросом не пользуются.

Положенного 25 лет ждут

По данным министерства образования Омской области, в очереди из числа детей-сирот на получение жилья состоит 7491 человек, из них старше 18 лет — 5404. Через суд своего права получить жилье добились более тысячи омичей-сирот.

Пока по закону вступившие в силу судебные решения чиновники обязаны исполнить в первую очередь. Таким образом, получается, что сейчас есть две очереди — «судебная» и обычная.

И введенная квота добавила головной боли, лишив возможности закупить больше жилья, — дома ведь быстрее не построятся, поэтому и очередь на получение квартиры двигается дольше.

По оценке аудиторов Счетной палаты, исходя из численности детей-сирот, нуждающихся в жилье, средний период ожидания положенных по закону квадратных метров превышает 25 лет. Чтобы обеспечить всех детдомовцев жильем, необходимо 6 млрд рублей.

— В текущем году минимуществом объявлено более 200 аукционов, по результатам которых заключено 78 контрактов, — комментирует руководитель департамента государственной собственности министерства имущественных отношений Омской области Лилия Гулиева.

— При этом застройщики готовы заявляться на гораздо большее количество квартир.

Скажем так, если бы не было 25%-ной нормы, то годовой план по приобретению квартир был бы уже выполнен, и это дало бы право выйти с предложением по выделению дополнительных бюджетных средств в текущем году.

В министерстве поясняют, что на региональном уровне разработана законодательная инициатива по совершенствованию федеральной нормы по закупке квартир для сирот. Регионам самим предлагается вводить квоту на покупку жилья.

— Это позволило бы не только учитывать особенности региона, но и увеличить количество приобретаемого для категории сирот жилья.

При этом цели по социальной адаптации сирот будут также достигнуты, — добавляет Лилия Гулиева.

— Проект федерального закона направлен в профильный комитет Государственной думы РФ, он проходит установленные процедуры, в том числе направлен для получения отзывов во все субъекты РФ.

Источник: https://iz.ru/907353/viktoriia-strelnikova/kvadratura-druga-pochemu-nikto-ne-khochet-stroit-zhile-dlia-sirot

Детей-сирот могут лишить жилья?

Квартиры сиротам

Novostroy.ru: Какими законодательными актами и статьями сегодня регулируется процесс получения сиротами жилья?

Николай Слабжанин, национальный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: Если говорить в целом о бесплатном обеспечении жильем, то это право граждан закреплено в Конституции: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами” (часть 3 статьи 40). Более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе.

Социальная поддержка непосредственно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч.

и обеспечение их жильём, регламентируется соответствующим федеральным законом (№159-ФЗ), в статье 8 которого сказано, что после достижения совершеннолетия сиротам «однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда» – в случае, если у них нет своего жилья. Делать это должны исполнительные власти субъекта Федерации – за счет своего регионального бюджета и субсидий из федерального центра.

Ильмира Киш, заместитель директора по экспертной работе Благотворительного фонда «Образ жизни»: Отдельные нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 92, закрепляющей виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.

https://www.youtube.com/watch?v=_c1PbuaslEg

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До принятия этого Постановления в каждом регионе существовал свой порядок ведения списка.

Поскольку вопрос обеспечения жильем детей-сирот находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на уровне регионов принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру обеспечения этим правом.

Novostroy.ru: Почему даже после наступления совершеннолетия многие сироты не получают обещанных квартир? Опишите основные проблемы в рамках данного вопроса.

Н.С.: Очередь на данный момент составляет 191 тыс выпускников, она выросла за прошлый год примерно на 9 тыс человек. Это связано не только с тем, что не все региональные бюджеты одинаково богаты, и, соответственно, в бедных регионах и жилья строится меньше.

Взаимосвязанная проблема – относительно низкая стоимость жилья «социального назначения», если сравнивать с коммерческой недвижимостью или элитным жильём. Строить муниципальное жилье не всегда выгодно для застройщиков.

Поэтому часто власти объявляют тендеры, а застройщики просто игнорируют их.

В ряде регионов приходится возвращать неиспользованные средства в федеральный бюджет, так как они вовремя не были освоены, либо соответствующее жилье не было найдено.

Строить жильё для детей-сирот нужно в рамках специальных федеральных программ, – даже, возможно, нацпроекта – под управлением федерального Министерства строительства. А сейчас за обеспечение сирот жильем отвечают не строители, а региональные власти.

И.К.: В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1. Несоблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– вовремя не установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и, как следствие, невозможность быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья без установления данного юридического факта;
– неправильно проведена оценка факта возможности проживания в имеющемся у ребенка на правах собственности или социального найма жилье.

2. Совершеннолетний дееспособный не всегда обладает информацией о том, что имеет право на предоставление жилья, т.к. не имеет в силу многих причин необходимых знаний и компетенций и не в состоянии самостоятельно воспользоваться своим правом, если до его совершеннолетия этого не сделал его законный представитель.

3. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В ряде регионов строительство жилья, относящегося к спецжилфонду, идет недостаточными темпами из-за недостаточного финансирования.

Еще одна причина – в спецжилфонде регионов недостаточно жилья, соответствующего нормативам предоставления жилой площади на условиях социального найма.

Novostroy.ru: Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для данной категории граждан.

Речь идет о вводе ограничений на получение жилья для детей-сирот старше 23 лет, об усложнении процедуры постановки в очередь при переезде в другой город и об исключении некоторых категорий претендентов из списка.

К чему, по Вашему, способно привести закрепление подобной инициативы на уровне законодательства? Сократит ли это очереди на жилье?

Н.С.: Это борьба не с проблемой, а с пострадавшими от проблемы. По сути, речь об искусственном ограничении законных прав сирот.

То есть, это на какое-то время позволит формально сократить очереди, но никак не решит проблемы людей, которым негде жить, и не поможет увеличить количество доступного жилья.

Само Министерство просвещения говорит, что более 30% стоящих в очереди – это граждане старше 23-х лет. Но это же не значит, что им не нужна крыша над головой! Среди сирот есть и те, кто до 30 лет не может реализовать своё законное право на жильё.

Это нарушает статью 19 Конституции РФ, которая говорит о недескриминации по любому признаку перед законом и судом, и статью 18 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими, и не нужно их добиваться через суд.

Novostroy.ru: Каким образом проблемы с получением жилья влияют на жизнь детей-сирот после ухода из интерната и их социализацию?

Н.С.: Несомненно, отсутствие своего постоянного жилья не помогает нормальной социализации.

Это дополнительная проблема для молодого человека, и без того редко полностью готового к самостоятельной жизни.

Вместо того, чтобы заниматься построением правильной жизненной траектории – учиться, овладевать перспективной профессией и т.д., вчерашний ребёнок вынужден решать базовые вопросы безопасности.

Но здесь вопрос шире: насколько сирота подготовлен и социализирован на момент совершеннолетия? У детей, всю жизнь воспитывавшихся в специализированных учреждениях, вне семьи, уровень этой подготовки всегда ниже, потому что за них всё решают воспитатели и другие взрослые. Для такого сироты и своя квартира может оказаться не помощью в личностном становлении, а местом для «весёлой жизни» со случайными друзьями – с печальными последствиями, как правило…

В результате пандемии коронавируса проблема обостряется, так как выпускник, теряя работу, теряет средства для оплаты съёмного жилья. Если закрывается общежитие, проблема еще сложнее. Это проблема не только одного человека, но и его семьи. Поэтому число пострадавших от данной очереди в 1,5 -2,5 раза больше, чем 191 тысяча.

Многие эксперты говорят, что законопроекты имеют единственную цель: сократить социальные обязательства государства в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями – путем отказа от ранее установленных государственных гарантий прав указанных граждан на жилые помещения.

Да, проблему нужно решать, но не за счет людей, многие из которых годами ждут квартиру. В свое время большую их часть предали родители, а теперь получается, что они опять сталкиваются с тем, что их могут предать.

И.К.: Обеспеченность собственным жильем дает как материальную, так и эмоциональную уверенность выпускника в своих силах. Как правило, они трудоустроены не на самые высокооплачиваемые позиции, поэтому крайне важно, чтобы весь доход выпускника не уходил на вынужденную аренду жилья.

Источник: https://www.novostroy.ru/articles/interview/detey-sirot-mogut-lishit-zhilya/

Онф предложил правительству рф закрепить показатель выделения жилья детям-сиротам в нацпроекте «жилье и городская среда»

Квартиры сиротам

Эксперты Народного фронта предложили правительству РФ установить целевой показатель обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в национальном проекте «Жилье и городская среда». Соответствующее обращение направил вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой руководитель Исполкома ОНФ Михаил Кузнецов.

Проект ОНФ «Прямая линия. Продолжение» провел анализ обращений, поступивших по вопросам предоставления жилья детям-сиротам. По состоянию на 7 сентября 2020 г. поступило более 3 тыс. обращений, по 1 тыс. из которых проведен опрос заявителей.

«Только 15% опрошенных реализовали свое право на получение бесплатного жилья, из них только 28% удовлетворены своими жилищными условиями, а 60% заявителей сообщили, что были вынуждены обратиться в суд с целью защиты своих прав. При этом средний возраст обратившихся – 28 лет, 45% – уже создали свои семьи.

У половины респондентов (48%) имеются дети (от одного до девяти человек). Таким образом, данная категория граждан в наибольшей степени нуждается в улучшении жилищный условий.

Стоит подчеркнуть, что 48% опрошенных граждан предпочли бы получить сертификат, который можно потратить только на приобретение жилья», – сообщил Кузнецов в обращении.

«Введение в нацпроект показателя обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит стимулировать регионы к выполнению обязательств перед самой незащищенной категорией детей.

Согласно закону, эти ребята должны получить квартиру от государства бесплатно», – отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь Духанина.

Она напомнила, что стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку даже после того, как отпразднует 23-летие. И действительно, есть случаи, когда сироты ждут жилье не один десяток лет.

Факт, что целевой показатель позволит ускорить исполнение обязательств перед сиротами, а также предусмотреть федеральное софинансирование большего размера, подчеркнула и руководитель департамента приоритетных проектов и стратегических инициатив ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова, которую цитировали «Известия». Недостаток финансирования – одна из основных проблем в обеспечении жильем детей-сирот. Ежегодно на предоставление сиротам жилья выделяется примерно 32 млрд руб. Однако этих средств недостаточно. По оценке Счетной палаты, чтобы обеспечить жильем всех стоящих в очереди детей-сирот, единовременно требуется около 265 млрд руб.

«Это нужная и своевременная инициатива. Она поможет детям-сиротам социализироваться в жизни, создавать семью, рожать детей, что важно и для демографических показателей», – добавила координатор проекта ОНФ «Время рожать» и лидер Общероссийской общественной организации поддержки материнства и детства «Совет матерей» Татьяна Буцкая.

Она отметила, что обеспечение детей-сирот жильем должно быть под учетом, чтобы каждая последующая сделка с ним отслеживалась. Кроме того, важно ввести дополнительный механизм контроля, не позволяющий детям-сиротам моментально продать квартиру и остаться ни с чем.

Например, чтобы выпускник детдома, получивший жилье, не мог продать его в течение первых нескольких лет, иначе придется платить огромный налог.

Народный фронт выступил и с рядом дополнительных предложений: создать в единой государственной информационной системе социального обеспечения реестр жилищных обязательств и предоставляемого жилья для детей-сирот, а также план мероприятий по их жилищному обеспечению; провести мониторинг мер поддержки детей-сирот в регионах до выделения им жилья; ускорить внесение изменений в законодательство, устанавливающих право выбора для детей-сирот старше 23 лет между получением реального жилья или жилищного сертификата с фиксированной единой на всей территории России суммой, за счет которого можно приобрести жилье на первичном или вторичном рынке.

«Что касается сертификата, то людям нужно давать выбор. Это предусмотрено нашим главным документом – Конституцией РФ», – указала Буцкая.

«Сертификат на жилье позволит выбирать, где и какую квартиру получать, снизит число случаев, когда молодой человек давно учится в городе, а квартиру дали в отдаленной деревне», – пояснила Зимова.

 «Кроме того, для тех ребят, кто в период ожидания захочет самостоятельно улучшить жилищные условия, иметь квартиру недалеко от места учебы или работы, можно предусмотреть механизм льготной ипотеки. Это может стать хорошим инструментом для детей-сирот, которые живут у родственников, – они смогут расширить жилплощадь и улучшить условия», – указала Духанина.

Эксперты ОНФ считают, что необходимо установить запрет на продажу, обмен, а также использование третьими лицами данных сертификатов и приобретаемого за счет них жилья в течение пяти лет с начала использования помещения.

Дети-сироты должны иметь возможность выбора региона и муниципалитета, в которых приобретается жилье за счет сертификатов.

При этом для них нужно сформировать механизм льготного ипотечного кредитования и разработать методические материалы по использованию жилищных сертификатов и повышению финансовой грамотности.

Кроме того, в обращении Народный фронт призывает проработать дополнительные меры ответственности для региональных руководителей, приобретающих для детей-сирот некачественное, неблагоустроенное или по завышенной цене жилье.

Эксперты ОНФ полагают, что надо увеличить федеральное софинансирование приобретения жилья для детей-сирот и разработать правила распределения субсидий регионам для выдачи жилищных сертификатов.

Также предлагается упростить условия продажи гражданами своего жилья через госузакупки для социальных нужд.

Источник: https://onf.ru/2020/09/21/onf-predlozhil-pravitelstvu-rf-zakrepit-pokazatel-vydeleniya-zhilya-detyam-sirotam-v/

Счетная палата померила сиротские метры

Квартиры сиротам

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Что предлагает Счетная палата

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/26/5e7b26399a7947cefc348172

Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для детей-сирот. Кто не сможет получить квартиру?

Квартиры сиротам

Все дети-сироты, у которых нет своего жилья, имеют право на квартиру по достижении совершеннолетия. Министерство просвещения РФ предлагает изменить условия для получения квартиры: ограничить право детей-сирот старше 23 лет на жилье, усложнить процедуру при переезде в другой регион и убрать часть детей из очереди на жилье.

Почему нововведения Минпросвещения сокращают правовые гарантии детей-сирот, «Таким делам» рассказал правозащитник, директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань.

Имеющий инвалидность воспитанник детдома Александр Сидоров требует от депутатов Госдумы выдать ему положенную по закону квартиру Станислав Красильников / ТАСС

Изменение 1. Дети-сироты старше 23 лет смогут попасть в список только через суд

Как сейчас

Правила формирования списка начали действовать только год назад — в апреле 2019 года. По этим правилам все дети-сироты старше 23 лет могут встать в очередь на жилье независимо от того, по каким причинам не попали в список раньше. 

«Такие дела» рассказывали, что эти изменения сильно увеличивают шансы взрослых сирот получить положенные по закону квартиры. 

Что предлагает Минпросвещения

Дети-сироты, которые не встали в очередь на жилье до 23 лет, смогут попасть в список, только если суд признает, что у них была уважительная причина не встать в очередь до этого возраста.

По мнению правозащитника Алексея Голованя, предложение Минпросвещения противоречит Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по которому сироты должны иметь право на жилье до тех пор, пока не получат квартиру.

Министерство просвещения ограничило право детей-сирот встать в список после 23 лет, но, по словам Голованя, не провело ни одного мониторинга, чтобы понять, почему они не встали на жилищный учет до этого возраста. 

Головань помогал получить жилье тысячам детей и перечисляет самые частые причины, по которым дети не попадают в список вовремя:

  • специалисты опеки не всегда рассказывают детям об их праве на жилье и о том, как его реализовать;
  • многие дети живут с опекунами, которые не знают, как занести сироту в список;
  • когда ребенок-сирота достигает 18 лет и пытается самостоятельно получить жилье, у него не принимают заявление или принимают, но теряют, или говорят, что жилье по какой-то причине не положено. 

В пояснительной записке к проекту говорится, что в 2019 году в список на жилье включено 1498 детей-сирот старше 23 лет. Это всего 0,78% от общего количества детей-сирот, которые стоят в списке на 1 января 2020 года (191 тысяча человек). По мнению Голованя, государство не готово брать ответственность даже за незначительное количество сирот, права которых не были реализованы. 

Изменение 2. Сложнее попасть в очередь на жилье после переезда в другой регион

Как сейчас

Опекуны, которые взяли под опеку ребенка из другого региона, могут подать заявление, чтобы его исключили из очереди на квартиру по старому месту жительства и включили по новому. Если опекун этого не сделал, ребенок после 18 лет может сам подать заявление и встать в список в том регионе, где он живет вместе с опекуном.

Что предлагает Минпросвещения 

Если попечитель или опекун не подал заявление о включении в очередь на квартиру в новом городе или если это заявление не приняли, ребенок-сирота уже не сможет перейти в другой список, когда ему исполнится 18 лет. 

Такое нововведение противоречит ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уверен Головань.

По закону жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей.

Верховный суд РФ обращал внимание, что место жительства сирот — это место жительства их попечителей, а не адрес регистрации, прописанный в паспорте. 

Если предложение Минпросвещения будет принято, многие подопечные, которые вслед за опекунами переехали в другие регионы, не смогут получить жилье по месту фактического проживания.

Изменение 3. Минпросвещения сокращает очереди, ограничивая круг детей-сирот, которые могут получить жилье

Еще одно нововведение Министерства просвещения касается Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сейчас проект изменений проходит согласования. 

Как сейчас

Дети-сироты, за которыми уже числится жилье, все равно могут встать в очередь на квартиру, если:

  • в квартире живут биологические родители, лишенные родительских прав — по любым причинам;
  • в квартире, где они жили раньше, проживают люди с туберкулезом, хроническими и затяжными психическими расстройствами и другими заболеваниями. 

Что предлагает Минпросвещения

Разработчики проекта предлагают отменить ограничение, которое касается заболеваний, а запрет жить в одном доме с биологическими родителями ограничить двумя случаями:

  • родители имеют хроническую алкогольную или наркотическую зависимость; 
  • родители имеют или имели судимость за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.

Если предложения Минпросвещения примут, некоторые дети-сироты после выпуска из интерната вернутся к биологическим родителям, которые: 

— злоупотребляют алкоголем или наркотиками, но не состоят на учете в диспансере; 

— жестоко обращались с детьми, но не были привлечены к уголовной ответственности;

— были лишены родительских прав не из-за зависимости или судимости;

— отказались взять ребенка из родильного дома.

Кроме этого, Минпросвещения предлагает забрать у регионов право устанавливать дополнительные условия, расширяющие круг детей-сирот, которые могут претендовать на жилье. Сейчас такой возможностью пользуется половина регионов, рассказал Головань.

В некоторых субъектах дети-сироты встают в очередь, если в частном доме или квартире проживают новые супруги родителей, лишенных родительских прав, дальняя родня, с которой давно утрачены или никогда не возникали родственные отношения, граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности граждан, люди с алкогольной или наркотической зависимостью.

Если проект будет принят, регионам придется исключить дополнительные условия из правовых актов. По подсчетам Голованя, только в Москве количество сирот, которые будут претендовать на жилье, может сократиться примерно на треть.

Еще одно нововведение Минпросвещения — жилищные сертификаты, которые позволят детям-сиротам получать деньги на покупку жилья. У такого подхода есть преимущества: добавив сертификат к другим мерам поддержки (материнскому капиталу, льготной ипотеке), уже взрослые дети-сироты со своими семьями могли бы приобрести наиболее подходящее жилье. 

Но в использовании жилищных сертификатов есть много скрытых рисков. Головань предполагает, что стоимость сертификата, скорее всего, окажется ниже фактической цены жилья, а купленные квартиры могут перейти от владельцев к мошенникам. «Такие дела» рассказывали о плюсах и минусах жилищных сертификатов.

Зачем нужны изменения

Головань уверен, что нововведения Министерства просвещения сокращают социальные обязательства государства и позволяют отказаться от части гарантий по поддержке детей, оставшихся без попечения родителей.

За последние годы Минпросвещения не смогло решить ни одной реальной проблемы, связанной с жилищными правами детей-сирот, считает правозащитник. 

  • не удалось увеличить финансирование на жилье для детей-сирот, чтобы сократить очередь;
  • не удалось добиться эффективного расходования бюджетных средств; 
  • не удалось обеспечить детей-сирот временным жильем, пока они стоят в очереди.

Вместо этого Министерство просвещения решило бороться с очередями и сокращать срок ожидания, ограничив количество сирот, которые могут претендовать на жилье. 

«Примут изменения или нет, зависит от общественного резонанса, настойчивости уполномоченных по правам человека в РФ и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, а также от наличия совести у сотрудников Минпросвещения, которое почему-то хочет быть Минфином и защищать не сирот, а бюджет от сирот», — заявил Головань.

Правозащитник уверен: «Нужно провести очень серьезное публичное обсуждение предлагаемых изменений на какой-то независимой и уважаемой площадке с участием экспертов, журналистов и, главное, самих сирот. Их голос должен быть услышан. Нельзя принимать серьезные проекты втихаря, пользуясь пандемией».

Источник: https://takiedela.ru/news/2020/05/13/garantii-sirot-zhile/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.