Лишение лицензии ук за долги

Блог

Лишение лицензии ук за долги

Вот можете сколько угодно говорить про отвратительную работу управляющих организаций, про то, что они, по вашему мнению, мало выполняют работ по надлежащему содержанию общего имущества МКД. Но давайте смотреть на ситуацию изнутри «типовой» управляющей организации и разберем одну из причин, почему дома в последнее время меньше ремонтируются.

Предыстория: мы в нашей CRM-системе для УК и ТСЖ «Квартира.Бурмистр.Ру» стали автоматизировать процесс отслеживания размера задолженности перед РСО с целью минимизации рисков для клиентов.

Цель, которую удалось добиться, – сделать возможным однократный ввод задолженности перед РСО и последующего получения «подсказки»: можно ли подписывать акт сверки с РСО и тем самым признать размер задолженности.

В процессе написания техзадания программистам мне пришлось «ковыряться» в нормативке, ну, а если уж ковырялся – написал статью по этому поводу.

Если вы вспомните, то ранее в Минстрое обитал некий одиозный малый, которого звали Андрей.

Он активно писал в Фейсбуке, обличал вороватые управляющие организации и активно боролся за права ресурсоснабжающих организаций.

Причем боролся настолько активно, что сам по себе факт наличия задолженности перед РСО абсолютно «случайно» с помощью команды Андрея стал признаваться грубым нарушением лицензионных требований.

Зачем же так про народного защитника, подумают некоторые. Но давайте почитаем то, что написано в 2018 году командой Минстроя.

Итак, с 26.09.2018 года начали действовать поправки в «Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. №1110). Для простоты буду далее в тексте писать – Положение №1110.

Согласно пп.«д» п.4.1 Положения №1110 к грубым нарушениям лицензионных требований относится в том числе:

«наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом».

Давайте разложим вышеуказанную цитату по «полочкам»:

  1. В расчет суммы долга включается задолженность перед РСО как за коммунальные услуги, так и за объемы коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (так называемые КРСОИ).

    С учетом того, что при способе управления «управляющая организация» избавиться от необходимости заключить договор с РСО на КРСОИ «мешает» ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 14.02.

    2012 №124 задолженность перед РСО будет всегда.

  2. Задолженность должна быть признана должником (подписан акт сверки расчетов) или судом (на руках есть судебное решение, что УК должна кучу денег).

  3. С учетом того, что расчетный период по коммунальным услугам/ресурсам равняется календарному месяцу, задолженность формируется по состоянию на 1 число каждого месяца.

    Откройте любой договор между УК и РСО и вы увидите, что обязанность оплаты, как правило, возникает 10-15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.

    То есть сам факт наличия и признания задолженности со стороны УК на 1 число месяца является основанием для привлечение к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований.

  4. Сам порядок расчета (формулу если хотите) пп.«д» п.4.1 Положения №1110 не содержит, поэтому смело обращаемся к пп.2 п.1 ст.157.2 ЖК РФ (прямые договоры собственники – РСО»).

В указанном пункте мы видим, что:

«Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется …путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать».

То есть, управляющей организации необходимо просуммировать задолженности за каждый конкретный расчетный период, коих должно быть двенадцать, разделить полученную величину на 12 (количество месяцев) и умножить на 2 (нам же нужна среднемесячная величина). Вот мы и получили две среднемесячные величины задолженности по договору с РСО.

Если УК работает менее 12 месяцев, то опять же обращаемся к пп.2 п.1 ст.157.2 ЖК РФ:

«В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору …определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия»

Вышеуказанные расчеты, исходя из норм Положения №1110, необходимо производить в разрезе каждого МКД, который находится в управлении. Такая позиция высказана в Письме Минстроя от 20 декабря 2018 г. № 51071-ОО/04. В принципе, это логично, так как если в течение 12 месяцев лицензиат будет в отношении отдельного МКД привлечен к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в части долгов перед РСО, то из лицензии по решению лицензионной комиссии (конкурента УК, который дружит с лицензионной комиссией) может быть исключен отдельный МКД с задолженностью.

Сразу уточню, что тема с расчетом отдельно по каждому МКД не имеет смысла в большинстве случаев, так как РСО выставляют счета на оплату, в которых размер задолженности определяется «скопом» без разделения на отдельные МКД.

В свою очередь, управляющая организация погашает задолженность перед РСО аналогично, не указывая в отношении какого конкретно МКД производится погашение задолженности.

Результатом такого подхода будет принцип: «если превышение «лимита» задолженности есть по отдельному МКД, значит превышение «лимитов» есть по всем МКД в управлении».

А при чем тут некий Андрей из Минстроя, спросите Вы. Кстати, хорошо, что Андрей теперь не в Минстрое…

Ну, во-первых, с подачи Андрея и с одобрения доблестных депутатов Госдумы, введен штраф на наличие задолженности УК перед РСО и составляет по п.3 ст.14.1.3 КоАП РФ для должностных лиц УК от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, а для самой УК – от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Во-вторых, тому же Андрею, его «команде», заинтересованным в вышеописанной ситуации РСО и надзорным органам, глубоко «фиолетово» на то, что сейчас происходит и будет происходить в России, так как тут действует принцип «мы пропиарились/получили деньги в погашение долга/оштрафовали, а вы разгребайте».

В-третьих, суммы штрафов не идут в погашение долга перед РСО и не идут на содержание конкретного МКД, поэтому те «отмороженные» активисты и общественники, которые радуются размеру штрафа и самому факту его наличия, могут смело идти лесом, так как, ратуя за штрафы и ободряя их, вы, как завещал дедушка Фрейд, реализуете свои потаенные сексуальные фантазии, а не боретесь за права собственников помещений.

В-четвертых, думаю, никому не открою глаза на то, что «афера» с прямыми договорами «собственник – РСО» с непонятно как рассчитанными нормативами потребления на КРСОИ и при отсутствии возможности для управляющих организаций отдать всю коммуналку (в том числе КРСОИ), пусть даже с помощью общего собрания, превратило сегодняшнюю ситуацию просто в возможность для РСО с помощью ГЖИ «кошмарить» управляющие организации и, по сути, отбирать деньги у населения.

Знал ли про это Андрей? Конечно, знал, но лайки в Фейсбуке важнее того, что деньги граждан пойдут не на ремонт и обслуживание общего имущества, а на погашение долгов перед РСО и на пополнение бюджета.

Ну и в конце советы:

  1. прежде чем подписывать акты сверки с РСО, посчитайте сначала «лимит» по задолженности. Если он вышел за «рамки», то не подписывайте акт или подписывайте его с возражениями.

  2. помните про сроки привлечения лицензиата и его руководителя к ответственности по статье 14.1.3 КоАП РФ. За наличие долгов можно привлечь в строго определенные сроки, а не как нравится ГЖИ.

  3. ну и приходите к нам в CRM-систему. Мы думаем за клиентов, и больше 1 200 УК и ТСЖ это подтверждают)))

Ваш, Юрий Кочетков

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ, с помощью которой можно автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Подробности о сервисе по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/dolgi-pered-rso-i-grubye-narusheniya-litsenzionnykh-trebovaniy/

Гжи вправе лишать лицензии управляющую компанию мкд? 2020 год

Лишение лицензии ук за долги

Суд может лишить УО лицензии на управление МКД, если сведения о домах, которыми управляет организация, исключат из реестра лицензий субъекта РФ.

Избежать процесса прекращения лицензии на управление можно, если вовремя принять меры по устранению нарушений. Чтобы понять, как действовать УО, рассмотрим поэтапно процедуру аннулирования лицензии.

Так, орган ГЖН сначала выдает предписание в отношении МКД, а затем проводит проверку исполнения.

Если УО не исполнила предписание, орган ГЖН:

  • обращается в суд о назначении административного наказания;
  • исключает из реестра лицензий субъекта РФ сведения о МКД;
  • по решению лицензионной комиссии подает в суд заявление об аннулировании лицензии УО.

Эти действия должны произойти в течение календарного года, предшествующего дате, когда лицензионная комиссия приняла решение об обращении в суд.

Такой порядок предусматривают части 1, 2 статьи 199 и часть 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.

Аннулировать лицензию вправе только суд, но действие лицензии можно прекратить добровольно.

Если УО решит отказаться от деятельности по управлению МКД на основании договора управления, она вправе подать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Это предусматривает пункт 1 части 13 статьи 20 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Заявление о прекращении лицензии на деятельность по управлению МКД направьте за 15 календарных дней до дня фактического прекращения деятельности одним из двух способов (ч. 14, 15 ст. 20 Закона № 99-ФЗ):

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • электронным документом, подписанным электронной подписью.

Если в ходе проверки деятельности УО орган ГЖН выявил нарушения законодательства в отношении МКД, он выдает предписание об их устранении. Это предусматривает пункт 1 части 1 статьи 17 Закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Предписание госжилинспекция может выдать в отношении одного или нескольких МКД, которыми управляет УО.

Основную работу по предупреждению аннулирования лицензии следует провести именно на этом этапе.

Ознакомьтесь со сроками предписания и устраните нарушения. Если какие-либо меры нельзя выполнить в срок, обратитесь в госжилинспекцию с ходатайством о продлении сроков предписания.

Если вы не согласны с результатами проверки или отдельными действиями должностных лиц органа ГЖН, отразите это в акте проверки (п. 3 ст. 21 Закона № 294-ФЗ).

Также несогласие с фактами или выводами, которые инспектор изложил в предписании, можно указать в форме письменных возражений.

Возражения и подтверждающие документы (при наличии) представьте в течение 15 дней с даты получения акта проверки.

Направьте эти материалы, например, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица. Такую возможность предусматривает часть 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ.

Письменные возражения на предписание помогут вам оспорить его в дальнейшем.

УО вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов ГЖН (ст. 198 АПК РФ).

После того как истек срок выполнения предписания, орган ГЖН проводит внеплановую проверку. Если УО не выполнила предписание, инспектор направляет в суд заявление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Штрафные санкции за невыполнение предписания предусматривают части 1 и 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если вы обжалуете выданное предписание, сообщите об этом в суде и приложите подтверждающие документы. По данному основанию суд может приостановить рассмотрение дела о назначении административного наказания за невыполненное предписание до того, пока не разрешится вопрос о его правомерности (абз. 5 ст. 215 ГПК РФ).

Орган ГЖН принимает решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ, если в течение календарного года суд два раза и более назначил УО либо ее должностному лицу административное наказание за неисполнение предписания в отношении МКД (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ).

Орган ГЖН может единовременно исключить из реестра лицензий субъекта РФ сведения обо всех МКД, которыми управляет УО.

Это произойдет, если в течение календарного года суд два раза и более назначит УО или ее должностному лицу административное наказание за неисполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований, которые установлены пунктами 1–5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ).

Однако законодатель оставляет собственникам помещений в МКД право продолжить пользоваться услугами УО. Для этого общее собрание собственников должно принять решение о том, что домом продолжает управлять УО. Для принятия решения необходимо большинство от общего числа собственников, участвующих в собрании. Инициировать это собрание может сама УО (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ).

О принятом решении уведомите орган ГЖН. Направьте в госжилинспекцию копии протокола собрания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Срок направления – три рабочих дня со дня оформления протокола. В этом случае сведения о таком доме орган ГЖН не исключит из реестра лицензий субъекта РФ. Это устанавливает часть 7 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.

Заявление об аннулировании лицензии УО в суд подает орган ГЖН. Однако для этого необходимо решение лицензионной комиссии.

Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об обращении органа ГЖН в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если выполнены два условия:

  • сведения о МКД исключены из реестра лицензий субъекта РФ не раньше чем за год до рассмотрения вопроса;
  • общая площадь помещений в исключенных МКД составляет 15 и более процентов от общей площади помещений во всех МКД, которыми управляет УО.

Это предусматривают части 1 и 2 статьи 199 Жилищного кодекса РФ.

Лицензия прекращает действовать со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (ч. 18 ст. 20 Закона № 99-ФЗ).

:  Что такое фонд капитального ремонта 2020 год

Ситуация: можно ли возобновить действие лицензии на управление МКД после ее аннулирования

Жилищное законодательство запрещает применять положения Закона № 99-ФЗ о возобновлении действия лицензии (ч. 6 ст. 192 ЖК РФ). Если лицензия на управление МКД аннулирована, ее можно лишь получить заново.

Ситуация: может ли орган ГЖН приостановить действие лицензии по управлению МКД

Понятие и случаи приостановления действия лицензии установлены в статье 20 Закона № 99-ФЗ. Однако их нельзя применять при лицензировании деятельности по управлению МКД. Это устанавливает часть 6 статьи 192 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: когда после аннулирования лицензии УО может вновь получить лицензию на управление МКД

Это возможно по истечении трех лет после аннулирования лицензии.

Закон не предусматривает возобновление аннулированной лицензии, которая выдана для управления МКД, поэтому ее необходимо получить вновь.

Факт того, что в сводном федеральном реестре лицензий отсутствует информация об аннулировании ранее выданной лицензии для управления МКД, – одно из требований, которые закон предъявляет к соискателю лицензии.

Сведения об аннулировании лицензии Минстрой России хранит в реестре в течение трех лет с даты их внесения. Это следует из части 6 статьи 195 Жилищного кодекса РФ и пункта 16 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110.

Ситуация: может ли привести к аннулированию лицензии убыточный баланс УО

Сам по себе убыточный баланс УО не может быть основанием для обращения органов ГЖН в суд для аннулирования лицензии.

Основания для аннулирования лицензии закреплены частью 2 статьи 199 Жилищного кодекса РФ.

Однако убыточный баланс может привести к ненадлежащему исполнению УО обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а это, а свою очередь, – к аннулированию лицензии.

11 января начал действовать Федеральный закон от 31.01.2018 № 485-ФЗ, согласно которому в ЖК РФ добавились новые основания для отзыва лицензии у управляющих организаций. Лишиться лицензии на управление МКД стало проще. Узнайте, почему.

Источник: https://avtoyurait.ru/drugoe/gzhi-vprave-lishat-licenzii-upravljajushhuju-kompaniju-mkd-2009-god.html

Задолженность УК МКД перед ресурсоснабжающими организациями является нарушением лицензионных требований

Лишение лицензии ук за долги

Соблюдение Правил осуществления деятельности по управлению МКД (далее – Правила № 416) является лицензионным требованием, а п. 2 этих Правил под деятельностью по управлению МКД понимает выполнение стандартов, направленных на достижение закрепленных в ст. 161 Жилищного кодекса целей, в том числе организацию и осуществление расчетов за коммунальные услуги.

Следовательно, нарушение Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее – Требования), в том числе о перечислении РСО платежей, поступивших от населения, является нарушением лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению МКД (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2019 г.

№ 74-АД19-2).

На это указал ВС РФ, рассматривая жалобу управдома, которого жилнадзор хотел наказать – именно за долги возглавляемой им УК перед РСО – по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП.

При этом суды первой и второй инстанций вступились за управдома, посчитав, что в компетенцию органа ГЖН не входит определение полноты расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. А значит, доказательства, добытые ГЖН, не соответствуют закону, а раз других в деле нет, то состав правонарушения не доказан.

Суд кассационной инстанции, напротив, согласился с тем, что орган ГЖН уполномочен проводить проверки соблюдения УК порядка, сроков, способов перечисления в пользу РСО денежных средств, поступающих УК от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг. Соблюдение порядка осуществления расчетов с РСО является требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит контролю.

В данном случае орган ГЖН оформил протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ не по факту полноты расчетов и задолженности перед РСО, а по факту осуществления УК расчетов с РСО за коммунальные ресурсы в нарушение требований Правил № 416.

Однако к тому времени срок давности привлечения к ответственности уже истек, и суд прекратил дело именно по этому основанию.

ВС РФ, получив жалобу на это решение, отметил следующее:

  • УК управляет домом на основании лицензии, а соблюдение Правил № 416 является лицензионным требованием (это утверждение суд отдельно обосновывать не стал);
  • упомянутые Правила № 416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, к числу стандартов управления в том числе отнесены организация и осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в МКД коммунальной услуги соответствующего вида;
  • согласно ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы в соответствии с Требованиями;
  • а согласно этим требованиям, поступившие УК от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу РСО и регионального оператора (платежи потребителей), перечисляются этим организациям, причем не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей на счет УК. Размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой РСО и регионального оператора, определяется из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. Если ежедневный размер платежа составляет менее 5 тыс. руб., перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем один раз в пять рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу РСО и регионального оператора, превысит 5 тыс. руб.;
  • таким образом, управляющая организация обязана своевременно и в полном объеме перечислять денежные средства ресурсоснабжающим организациям;
  • административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которая является в рассматриваемом случае специальной по отношению к ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Напомним, что ни Жилищный кодекс РФ, ни постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 “О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД” не называют, по крайней мере, прямо, исполнение Правил № 416 – лицензионным требованием.

Такую позицию осторожно высказывал Минстрой России: поскольку лицензионным требованием является исполнение тех обязанностей по договору управления МКД, которые предусмотрены ч. 2 ст.

162 Жилищного кодекса РФ, а Правила № 416 созданы в целях реализации именно ст.

162 Жилищного кодекса РФ, следовательно, исполнение Правил № 416 есть лицензионное требование к УК МКД (письмо Минстроя России от 5 ноября 2015 г. № 35750-ОЛ/04).

ВС РФ же впервые признал исполнение Правил № 416 лицензионным требованием для УК МКД. Аналогичная мысль проскользнула еще в постановлении ВС РФ от 25 июля 2016 г. № 24-АД16-2, но там дело развалилось в связи с нарушением подсудности, и ВС РФ не стал подробно останавливаться на вопросах квалификации.

Документы по теме:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1267926/

Коммунальный вопрос. За что управляющую компанию можно лишить лицензии

Лишение лицензии ук за долги

У каждого в доме периодически происходят поломки или нештатные ситуации: отключили воду, в квартире холодно, в подъезде нет света. Решением всех этих проблем должна заниматься управляющая компания.

Однако на практике многие не знают, ни кто управляет их домом, ни куда обращаться в случае ЧП.

ТАСС рассказывает, кто имеет право прекратить работу УК, за что службы ЖКХ не должны брать с жильцов дополнительную плату и кому жаловаться, если компания не реагирует на запросы жильцов.

Согласно Жилищному кодексу, за содержание многоквартирных домов отвечают собственники квартир.

Для этого они либо создают товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК) и осуществляют управление самостоятельно, либо нанимают управляющую компанию (УК), которая является посредником между собственниками и подрядными организациями, в том числе оказывающими коммунальные услуги. В последнем случае за наличие в доме отопления и воды, вывоз мусора, уборку лестничных клеток и т.д. отвечает управляющая компания.

Что лучше, ТСЖ или управляющая компания?

И те и другие осуществляют управление домом. Основное различие между ними — форма организации. Управляющая компания — коммерческая организация, в то время как ТСЖ и ЖСК — некоммерческие объединения.

Помимо этого ТСЖ редко объединяет больше одного дома, а УК может отвечать за десятки зданий. Также стоит обратить внимание на то, что управленческие решения в ТСЖ принимаются только на общем собрании жильцов.

В УК их принимает ограниченное количество уполномоченных лиц.

У каждой формы есть плюсы и минусы. Рассмотрим их в нашей таблице.

Однозначного решения, как лучше управлять домом, не существует. Если среди собственников нет энергичных людей, юридически подкованных в сфере ЖКХ, а жильцы не готовы принимать активное участие в принятии решений, возможно, стоит обратиться к услугам УК.

Управляющую компанию выбирают собственники на общем собрании. Если жильцы не определились с управляющей компанией самостоятельно, ее на конкурсной основе выбирают органы местного самоуправления. Жильцы должны получить уведомление о новом управляющем органе.

В договоре, который заключается между жильцами и УК, обязательно должны быть прописаны перечень услуг и работ по содержанию, размер платы за коммунальные услуги и раздел “ответственность”.

Существуют ли какие-то нормативы качества коммунальных услуг?

Требования к качеству коммунальных услуг закреплены в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (постановление правительства РФ от 6 мая 2011 года 354).

Приведем для примера лишь некоторые нормативы.

Холодное и горячее водоснабжение должно быть доступно круглогодично. Продолжительность перерыва в течение одного месяца не должна суммарно превышать 8 часов или 4 часов единовременно. Для горячей воды при аварии на магистрали перерыв не должен быть более 24 часов. Кроме того, допустим перерыв в подаче горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ.

Отопление должно осуществляться круглосуточно бесперебойно в течение отопительного периода.

Температура в помещениях должна составлять не ниже +18° С, а в угловых комнатах — не ниже +20° С при условии, что жильцы приняли необходимые меры по утеплению квартиры (например, заклеили щели, если окна деревянные).

Допускаются отклонения от нормы в ночное время, с полуночи до 5 часов утра, но это отклонение может составлять не более трех градусов.

Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет два часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа — при наличии одного источника питания.

Куда и как жаловаться на плохое качество коммунальных услуг?

Если у вас произошла нештатная ситуация, следует сообщить в диспетчерскую службу. Ее телефон, как правило, можно найти в квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг. Вы также можете обратиться непосредственно в управляющую компанию.

Если управляющая организация не устранила нарушение, вы вправе обратиться в свой территориальный орган государственной жилищной инспекции.

Для этого необходимо составить письменное заявление в двух экземплярах. Укажите ваши имя и адрес и опишите нарушения, которые допустила управляющая компания. Например, если не вывозят мусор, необходимо написать, с какого числа, по какому адресу, а также указать, что это является нарушением договора с УК.

Один экземпляр жалобы подается в орган, который будет решать конфликт, на другом ставится отметка о принятии претензии (входящий номер, дата регистрации, печать организации и ФИО должностного лица, зарегистрировавшего жалобу).

Организация должна предоставить ответ в течение 30 календарных дней со дня принятия обращения. Сроки устранения нарушений у разных домов могут варьироваться. Но в среднем у коммунальщиков есть 45 дней после вашего обращения.

Куда еще можно жаловаться?

Помимо Госжилинспекции вы можете обратиться в Роспотребнадзор.Вы также можете отправить заявление, воспользовавшись сайтом “РосЖКХ”, созданным Фондом борьбы с коррупцией специально для решения коммунальных проблем. Здесь вы также найдете контакты контролирующих госорганов.

За что с жильцов не должны брать дополнительную плату?

Коммунальные счета для жильцов включают плату за содержание и ремонт жилого помещения. Это означает, что ремонт общего имущества в доме, неважно, текущий или аварийный, должна оплачивать управляющая компания. Собственники не должны еще раз платить за ремонт коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры, так как они вносят деньги ежемесячно в рамках оплаты ЖКХ.

К общему имуществу относятся инженерные системы газо- и водоснабжения, канализации, освещения, отопления, находящиеся за пределами квартир, а также подъезды, чердаки и придомовая территория.

В ежемесячную плату не включены расходы по ремонту помещений и оборудования, находящегося внутри квартиры и принадлежащего жильцам на правах частной собственности. Например:

плиты газовые и электрические;

индивидуальные приборы учета (к ним относятся счетчики газа, воды, электричества);

электрические кабели, потолочные лампы, выключатели и розетки, находящиеся внутри квартир;

сантехника (краны, смесители), сопутствующая фурнитура, унитазы, нагреватели воды, раковины;

За что УК могут лишить лицензии?

Если раньше, чтобы лишить УК возможности управлять вашим домом, приходилось идти в суд и эти тяжбы могли длиться годами и в итоге ни к чему не привести, то сейчас правительство утвердило список грубых нарушений, за которые компанию можно лишить лицензии.

В список вошли: ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования, нарушения эксплуатации лифтов, задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев, несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг, повлекших угрозу жизни или здоровью жильцов дома.

По новым правилам, если УК в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания повторно совершила нарушение, она лишается возможности управлять домом.

Контроль за деятельностью УК возложен на региональные жилищные инспекции, организация работы которых поручена Минстрою. В суд идти не требуется, жилищная инспекция может принять решение сама.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/40876987-kommunalnyy-vopros-za-chto-upravlyayuschuyu-kompaniyu-mozhno-lishit-litsenzii/

За что управляющие организации и ТСЖ ждёт уголовная ответственность

Лишение лицензии ук за долги

Мы часто пишем об административных наказаниях управляющих организаций/ТСЖ и их должностных лиц за какие-либо нарушения в сфере управления многоквартирными домами. Сегодня мы на примерах расскажем, за что УО и ТСЖ могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Основные статьи КоАП РФ, по которым наказывают управляющие МКД организации и их должностных лиц, и размер штрафных санкций за каждое из нарушений хорошо знают почти все УО и ТСЖ. Уголовная ответственность для компаний и лиц, работающих в сфере управления многоквартирными домами, наступает реже.

Мы решили сделать обзор видов уголовных преступлений, которые могут совершить УО, ТСЖ и жилищные кооперативы, управляя многоквартирными домами. Уголовная ответственность по УК РФ может наступить как по общим для всех лиц в России основаниям, так и в ситуациях, которые связаны конкретно с деятельностью по управлению домами.

Большинство управляющих организаций знают о таком уголовно наказуемом нарушении, как подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. Рассмотрим подробнее, за какие ещё преступления в сфере управления многоквартирными домами и по каким статьям могут осудить руководителей и/или сотрудников УО/ТСЖ.

О дисквалификации руководителей ТСЖ и УО по разным статьям КоАП РФ

Причинение крупного ущерба или вреда здоровью из-за ненадлежащего исполнения обязанностей

Первая группа уголовных преступлений, за которые нередко наказывают руководителей УО и ТСЖ – причинение тяжкого вреда здоровью или смерти из-за того, что управляющая домом организация ненадлежащим образом выполняла свои обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома.

Примеров таких ситуаций множество: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход с крыш снега, который не был вовремя убран:

  • Руководителя УК в Перми задержали из-за сосульки, убившей младенца
  • Директора управляющей компании осудили за гибель четырёх человек

За такие нарушения, если в ситуации сильно пострадали люди, УО/ТСЖ привлекается к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 УК РФ. Если из-за ненадлежащего выполнения УО/ТСЖ обязанностей по содержанию и ремонту дома кто-то погиб, то судить виновного будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ.

Если УО отключила в квартире электроэнергию, что нанесло крупный ущерб имуществу собственника или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или привело к смерти человека, то виновного в этом осудят по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Но здесь есть важное условие – суд должен установить, что действия управляющей организации по отключению/ограничению коммунальной услуги были незаконными.

Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам управляющей организации или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в помещения собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354.

Однако УО/ТСЖ не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников. В ином случае законодательство трактует действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.

За какие нарушения по КоАП РФ дом исключается из реестра лицензий

Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и сотрудники управляющих организаций и ТСЖ также привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество. Чаще всего эти преступления связаны с обращением с общим имуществом собственников, его ремонтом и расходованием средств, которые жители многоквартирных домов платят УО за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

  • Мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ: хищение имущества собственников, незаконное оформление прав собственности на него с помощью обмана.
  • Преднамеренное неисполнение договоров, если это стало причиной ущерба, в том числе в крупном (свыше 3 млн рублей) и особо крупном, более 12 млн рублей, размере – ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

К этой группе преступлений, с которыми могут столкнуться УО/ТСЖ при управлении многоквартирными домами, можно отнести присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это не только присвоение платежей собственников за ЖКУ, но и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ, например:

  • На УО заведено уголовное дело за хищение платы жителей домов за ЖКУ

Деятельность без лицензии с крупным доходом и уклонение от уплаты долгов

Руководителей управляющих организаций могут осудить по ч. 1 ст.

171 УК РФ в случае, если компания занималась управлением многоквартирными домами без получения на это лицензии, собирала с них платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей. Если сумма ущерба/дохода в итоге превысила 9 млн рублей, то судить виновного будут по ч. 2 ст. 171 УК РФ.

Также руководителя УО могут наказать по этим статьям за иную принёсшую ей значительный доход деятельность, для ведения которой необходимо получать лицензию: например, на вывоз отходов или обслуживание лифтового оборудования, оборудования пожарной безопасности.

УО хорошо знают, что за непогашение долгов перед РСО могут лишить лицензии, но мало кто помнит, что за злостное уклонение от погашения задолженности в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность была подтверждена судом, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ:

  • Против УО в Орске возбудили уголовное дело из-за долгов перед РСО
  • Директору УО грозит уголовное наказание за долги перед РСО

За что суд назначает дисквалификацию директору УО и как её оспорить

Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Управляющие организации и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и создание условий для безопасного проживания людей в таком доме.

В ситуациях, если из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли люди, руководитель и сотрудники управляющей организации будут наказаны по УК РФ. Сюда относятся нарушения:

  • При проведении ремонтных работ – ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.

По такой статье осудят сотрудников УО, если, например, на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью. К такому вреду относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности, прерывание беременности и другое.

  • Требований пожарной безопасности – ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ.

Управляющая организация по договору управления отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры и лестницы, открывались все входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и другое. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по УК РФ.

  • Санитарно-эпидемиологических правил – ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Примером ситуации, когда руководителя/сотрудников УО будут судить по УК РФ за такое нарушение, может стать распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание за уголовное преступление.

Также уголовная ответственность в отношении управляющих домами организаций предусмотрена в случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ):

  • Неисполнение решения суда грозит уголовным наказанием директору УО

На заметку

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда УО/ТСЖ грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении многоквартирными домами, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере, нанесение тяжкого вреда здоровью или же смерть одного или более лиц.

При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний. Это может быть:

  • лишение свободы до 10 лет;
  • арест сроком до 6 месяцев;
  • принудительные работы;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • штрафы, в некоторых случаях достигающие 0,5–1 млн рублей;
  • лишение права занимать должности/вести деятельность сроком до 5 лет.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

– поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх»

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/za-chto-upravliaiuscie-organizacii-i-tsj-jdet-ugolovnaia-otvetstvennost-5d5e8495d5135c00ad892721

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.