Лишение лицензии управляющей компании

Содержание

Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии

Лишение лицензии управляющей компании
Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии

Право инициировать открытый конкурс по отбору УК имеют владельцы помещений дома и местные органы самоуправления.

Учитывая специфику деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих функции по управлению многоквартирными жилыми домами, одним из принципов их работы является принцип непрерывности.

Зачастую владельцы жилых квартир и коммерческих помещений сталкивались с проблемой, когда руководство управляющей компании, уязвленное аннулированием лицензии или решением о досрочном расторжении соглашения, сразу же прекращало работу после вынесения такого решения.

В настоящее время такое бездействие УК является незаконным и противоречащим ст. 200 ЖК.

Прекращение управлением МКД

Указанной выше нормой закона определен срок прекращения соглашения, заключенного между владельцами и управляющей компанией.

Прекращение деятельности по управлению МКД возможно в день, который предшествует началу возникновения обязательств новой управляющей организации.

При этом ее выбрало собрание, назначили по итогам открытого конкурса по отбору УК либо назначили в порядке ч. 6 ст. 200 ЖК (без проведения открытого конкурса по отбору УК).

Данный принцип един для всех случаев досрочного прекращения договора:

  • в случае расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе собственников или управляющей компании;
  • при изменении решения о способе управления МКД;
  • при аннулировании лицензии управляющей компании;
  • в случае исключения данных по дому из госреестра.

Обязанности управляющей компании при исключении данных о доме из реестра

Предписание об обязательном ведении хозяйственной деятельности по содержанию МКД, при исключении его из госреестра, прямо предусмотрено ч. 3 ст. 200 ЖК.

Так, в результате изъятия данных о жилом доме из госреестра, либо в результате прекращения действия лицензии или ее аннулировании в порядке, предусмотренном ст.199 ЖК, лицензиат обязан надлежаще выполнять обязательства по договору, управляя многоквартирным домом, оказывая услуги и выполняя ремонтные работы по поддержанию имущества коллективного пользования в надлежащем состоянии до момента:

  • возникновения обязанностей по содержанию МКД организацией, которая была выбрана на общем собрании владельцев помещений либо выбрана по итогам состоявшегося открытого конкурса по отбору новой УК;
  • возникновения обязанностей по содержанию МКД организацией, с которой заключено соглашение, где одной стороной выступают собственники площадей, ЖК либо иные специализированные кооперативы;
  • возникновения обязанностей по содержанию дома согласно договорам, указанным в ч.ч. 1, 2 ст.164 ЖК;
  • госрегистрации товарищества владельцев помещений, ЖК либо иного кооператива в качестве субъекта хозяйствования.

Порядок прекращения функций управляющей компании

Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрен жилищным законодательством, а также Разделом VI Постановления правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Управляющая компания, чьи разрешительные документы аннулированы или прекратили действовать, а также после исключения жилого дома из госреестра, обязана предоставить субъекту, который будет выполнять обязанности по управлению МКД, все документы, связанные с ведением хозяйственной деятельности по такому управлению, а также техническую документацию на дом.

Срок предоставления документации – 2 рабочих дня с момента наступления вышеуказанных событий.

При передаче документов в обязательном порядке составляется акт. Перечень пакета бумаг, которые подлежат передаче, предусмотрен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.п. 24,26), Правилами предоставления коммунальных услуг и иными нормативными документами.

В результате прекращения функций по содержанию многоквартирного дома управляющей организацией, действие соглашений, заключенных с компаниями, которые оказывают услуги или осуществляют ремонтные работы имущества коллективного пользования, также прекращается.

Передача документации

Пунктом 25 вышеуказанных Правил установлена обязанность управляющей компании передать всю документацию касательно МКД организации, которая приняла обязанности по содержанию дома. Кроме документов, указанных в пунктах 24, 26 Правил, передаче подлежат:

  • регистры (журналы) учета данных ОПУ и соответствующая информация;
  • регистры (журналы) учета данных;
  • данные по установлению количества временно проживающих жильцов (акты);
  • данные об окончании сроков проживания временных жильцов, а также о проживающих в помещении потребителях, согласно заявлениям собственников квартир.

При этом Правилами прямо указано условие по качеству документации: она должна быть актуальна на момент передачи.

Выбор новой управляющей компании собственниками жилья

Право инициировать открытый конкурс по отбору УК имеют владельцы помещений дома и местные органы самоуправления. Предметом такого конкурса является право управления домом и имуществом коллективного пользования, а также право управлять деньгами, предоставляя при этом отчет собственникам.

При исключении данных по дому из госреестра, в течение 15 суток местные власти созывают сборы собственников дома, где решается вопрос с выбором новой управляющей компании (ч. 4 ст. 200 ЖК).

Это является своего рода открытым конкурсом по отбору УК, на который субъекты хозяйствования, имеющие соответствующую лицензию, предоставляют свои кандидатуры. Важно, чтобы собственники заблаговременно были ознакомлены с намерением компании выступать в качестве управляющей организации.

Открытый конкурс по отбору управляющей организации

Власти выступают инициаторами открытого конкурса по отбору УК в следующих случаях:

  • если собственники на собрании не определились с компанией, которая будет управлять домом;
  • если решение приняли, но оно не было реализовано;
  • если сборы не состоялись.

На протяжении 3 дней с момента проведения сборов собственников, местные власти назначают открытый конкурс по отбору УК.

При выборе управляющей организации собственниками, победителя устанавливают анием. Если компания не получила 50% , она не проходит.
При проведении открытого конкурса по отбору УК властями, при отказе владельцев МКД участвовать в конкурсе, управляющая организация назначается местными органами самоуправления.

При организации открытого конкурса по отбору УК должно присутствовать более 2/3 от общего количества собственников. Голосование путем поквартирного сбора подписей недопустимо.

Опыт нашей команды по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/prekrashhenie-deyatelnosti-po-upravleniyu-mkd-v-svyazi-s-izmeneniyami-statusa-licenzii.html

Аннулируют ли лицензию бездомной управляющей организации?

Лишение лицензии управляющей компании

Само по себе полугодовое отсутствие МКД, закрепленных за УК в региональном реестре лицензий, не может служить основанием для применения к УК административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ей лицензии. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу органа ГЖН (Определение ВС РФ от 30 июля 2019 г. № 301-ЭС19-11302).

Ранее лицензионная комиссия, усмотрев, что в управлении лицензиата уже полгода как нет ни одного многоквартирного дома, решила, что жилинспекция должна обратиться в суд и аннулировать лицензию “бездомного” лицензиата.

Суд первой инстанции удовлетворил требование без возражений – ведь согласно ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса отсутствие в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, является основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанции рассудили иначе:

  • действительно, по состоянию на дату заседания лицензионной комиссии, в реестре лицензий уже полгода не было “записано” ни одного МКД, которым управлял ответчик,
  • но все же позиция органа ГЖН о необходимости аннулировать лицензию по указанной причине не соответствует правовой природе института “аннулирование лицензии” и не основана на буквальном толковании предусмотренного ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса РФ основания для аннулирования лицензии;
  • аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц;
  • а введение ответственности и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в постановлении КС РФ от от 11 марта 1998 г. № 8-П, определении КС РФ от от 5 ноября 2003 г. № 348-О, определении КС РФ от от 5 ноября 2003 № 349-О, определении КС РФ от от 5 февраля 2004 г. № 68-О N 68-О);
  • согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от от 12 мая 2009 г. № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц;
  • поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии;
  • из буквального толкования ст. 199 Жилищного кодекса РФ следует, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что МКД фактически был принят в управление лицензиата, однако сведения о нем не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность лицензиата, предусмотренная ст.198 Жилищного кодекса РФ;
  • следовательно, само по себе отсутствие в управлении лицензиата МКД не влечет обязанности по внесению им каких-либо изменений в реестр лицензий и не может быть признано нарушением требований ст.198 Жилищного кодекса РФ, а значит и не может влечь применения к лицензиату административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии;
  • наконец, лицензия дает лицензиату право осуществления конкретного вида деятельности, но не обязывает его осуществлять такую деятельность;
  • стало быть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению МКД в течение 6 месяцев также не может быть квалифицирована в качестве нарушения положений главы 19 Жилищного кодекса РФ и влечь за собой применение такой ограничительной меры как аннулирование лицензии. Иное толкование и применение норм главы 19 Жилищного кодекса РФ противоречило бы положениям ст. 8, ст.34 Конституции РФ о свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о возможности ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ВС РФ согласился с этим, не увидев основания для передачи дела в Судебную коллегию по экономическим спорам:

  • сама по себе нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению МКД в течение 6 месяцев (отсутствие в управлении лицензиата МКД) не может служить основанием для применения к лицензиату административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии.

Отметим, что в настоящее время арбитражные суды рассматривают множество дел об аннулировании лицензий “бездомных” управляющий организаций.

В большинстве случаев суды первой инстанции удовлетворяют такие заявления, если необходимая досудебная процедура соблюдена (о нарушении процедур постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 г.

№ Ф02-3229/19 по делу № А19-22372/2018, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2019 г. № Ф02-2936/19 по делу № А19-22358/2018, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2019 г. № Ф01-1895/19, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 апреля 2019 г.

№ Ф10-1114/19). В апелляции исход может быть различным, а вот суды округов не выработали единой позиции по данному вопросу – в части округов суды аннулируют лицензию (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2019 г.

№ Ф04-2937/19, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2019 г. № Ф06-48129/19), в части – отказываются аннулировать, опираясь на изложенные выше аргументы (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2019 г. № Ф01-1895/19, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 апреля 2019 г. № Ф10-1114/19).

До ВС РФ “добралось” пока лишь одно дело.

Документы по теме:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1289209/

Кто заинтересован в лишении управляющих компаний лицензий

Лишение лицензии управляющей компании

Лишать лицензий недобросовестных коммунальщиков по-прежнему будут жилищные инспекции, но уже в обход суда. С одной стороны, это может привести отчасти к монополизации рынка, с другой — спровоцировать дефицит УК, особенно на старых и ветхих объектах. 

Вот уже который год власти не могут навести порядок в сфере управления многоквартирными домами. В 2015-м государство ввело лицензирование УК. Но оно не заработало, потому что процесс изъятия лицензий оказался достаточно долгим и сложным. В результате в конце прошлого года в Жилищный кодекс было введено понятие грубых нарушений. А свежее постановление правительства их лишь конкретизирует.

За соблюдением правил работы управляющих компаний должны следить жилищные инспекции. Они также принимают жалобы жителей и, по идее, должны разбираться в конфликтных ситуациях между собственниками жилья и УК.

Однако уследить за всем не представляется возможным, у инспекторов порой нет желания решать те вопросы, которые, казалось бы, лежат на поверхности и прописаны в законе. Но правоприменительная практика зачастую идет в расхождение с тем, о чем гласит Жилищный кодекс.

А сами собственники пытаются переложить ответственность за то, что с ними происходит, на кого угодно, только не на себя.

www.globallookpress.com

Как рассказала Царьграду исполнительный директор некоммерческой организации «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты России, заместитель председателя общественного совета Минстроя Светлана Разворотнева, люди до конца не понимают своей роли в процессе управления домами.

На самом деле, все мы заложники массовой приватизации 90-х годов. Вот если бы у нас не появилось это огромное количество собственников, которые собственность получили за просто так и не осознали, что собственность — это не только права, но и обязанности, мы бы имели другую ситуацию.

У нас собственники не отвечают за то, что дом управляется некачественно. Несмотря на то, что это их обязанность, и об этом записано в Жилищном кодексе.

Если мы посмотрим на страны нашего бывшего Варшавского блока, то увидим, что в Польше, Болгарии и прочих странах собственник сам и только он отвечает за свое жилье. Развалился дом — твоя проблема, твоя ответственность, плохо за ним смотрел.

У нас всегда люди надеются, что если они сами что-то не доделают, государство придет и их спасет. Если они не ходят на собрания, ничего им не будет. Если они не проводят какие-то работы, отвечает управляющая компания, а не они.

С. Разворотнева. www.globallookpress.com

Тем не менее бывают ситуации, когда жильцы действительно хотят воздействовать на процесс управления своим домом, но не могут, потому что либо УК им незаконным путем спустили сверху, либо навязал застройщик.

В результате люди не могут поменять управляющую компанию на другую. Создают коммунальщики препятствия и по созданию и работе ТСЖ. Дело порой доходит до разборок в стиле 90-х, когда в ход идут угрозы, кулаки и массовые драки между собственниками и сторонниками УК.

Об одной из таких историй телеканалу «Царьград» поведал житель Казани Максим Олейник. Организовав свое ТСЖ и пожелав поставить вопрос о законности избрания УК и подлинности протоколов, собственники квартир организовали собрание, на котором были избиты представителями новоявленной управляющей компании.

Лишить лицензии УК: Собственникам нужны реальные рычаги контроля за домом По закону в таких делах должны разбираться правоохранительные органы и жилищная инспекция. Но в реальности им до этого практически нет дела. В подобных конфликтных ситуациях, по словам председателя ТСЖ «Протопоповский, 17» Элека Рыбака, людям надо просто игнорировать платежки, которые рассылает УК: «Практика показала следующее.

В 2009 году точно такая же ситуация была у нас. Управляющая компания была от застройщика. Она не выполняла своих обязанностей. Собрались активные люди, создали ТСЖ, меня избрали председателем. Первое, что я сделал, — открыл счета после регистрации товарищества и всех предупредил: платить только по нашим счетам.

Как только деньги управляющая компания перестала получать, у них пропал интерес к нашему дому».

В одном из пунктов постановления правительства указано, что лицензию УК можно будет аннулировать в обход суда, если платежи компаниям-поставщикам ресурсов будут задерживать больше, чем на два месяца. В масштабах всей страны долги по ЖКХ составляют около полутора триллионов рублей.

www.globallookpress.com

А по официальным данным МВД, только за первые три месяца текущего года управляющие компании вывели в офшоры около 10 миллиардов рублей. Это в том числе деньги, которые люди регулярно платят за воду, тепло и электричество, но они оседают не там, где надо. 

В правительстве убеждены: нововведения позволят отрезать недобросовестные УК от денежного потока и приостановить утечку капитала из отрасли. А что же от этого выиграют собственники жилья?

 Правительство действует по принципу: главное — людей успокоить, показать, что на их многочисленные жалобы там, наверху, реагируют и принимают меры, чтобы оградить добропорядочных граждан от «левых» участников рынка.

В постановлении прописано «УК могут потерять лицензии, если в течение года дважды допустят нарушения и будут административно наказаны за безответственное отношение к газовому оборудованию, неисправные лифты, создание угроз для жизни и здоровья жильцов путем нарушений правил содержания имущества и ненадлежащего оказания коммунальных услуг».

www.globallookpress.com

Теперь следить за соблюдением новых правил будут жилищные инспекции, причем решение суда для аннулирования лицензии не потребуется.

По словам Светланы Разворотневой, не совсем верно считать, что вместе с новым постановлением жильцы многоквартирных домов получили возможность влиять на управляющие компании вплоть до лишения их лицензий за грубые нарушения. Все механизмы взаимодействия собственников жилья с УК уже прописаны в законе:

Согласно Жилищному кодексу, ответственность за выбор управляющих компаний и контроль за ними лежит исключительно на собственниках.

Но граждане не очень эффективно пользуются этими возможностями, не приходят на собрания, не готовы пользоваться даже теми нормами закона, которые у нас сегодня существуют.

Председатель совета многоквартирного дома, например, сейчас обязан регулярно подписывать акты сдачи-приемки работ, которые делает управляющая компания. И в случае, если какие-то работы не сделаны, требовать перерасчета платы. Вот это все не используется.

Что же на деле даст новое постановление правительства? Рассчитывать на то, что ужесточение требований к УК повысит качество услуг ЖКХ, не стоит. Прежде всего оно даст возможность жилищным инспекциям в обход суда лишать управляющие компании лицензий. И вот тут важно, чтобы с рынка убирали действительно тех, кого нужно, а не по принципу «надо расчистить дорогу для своих».

Если, к примеру, управляющая организация дружественная, ну, например, она создана бывшим замглавы администрации города, или есть какие-то коррупционные заходы на саму жилинспекцию, то заявления людей будут формально рассмотрены, — поясняет ситуацию ведущий юрисконсульт Фонда “Институт экономики города” Дмитрий Гордеев.

— Причем это будут документарные проверки, просто не выходя из кабинета. Даже если дадут предписание, никаких санкций назначено не будет.

Если же эта организация недружественная, какая-то конкурирующая, к примеру, или вдруг собственники обнаглели и выбрали управляющую организацию, которая вообще не работала в этом городе, каких-то варягов залетных, то их вытеснят очень быстро.

Не успело вступить в действие новое постановление правительства, как Московская область, например, уже объявила, что около 500 управляющих организаций непременно будут лишены лицензий. В зоне риска могут оказаться и те компании, которые ничего не могут сделать со старым жилым фондом. Например, собираемость платежей есть, но средств на замену лифтов или иного оборудования не хватает.

www.globallookpress.com

Здесь, конечно, может возникнуть вопрос капитального ремонта, но все зависит от того, какой вариант накопления выбран самими жильцами. Если региональный оператор, то необходимо будет дождаться очереди, если индивидуальный счет дома, то надо просто копить.

В связи с этим жалобы от жителей будут сыпаться в жилищную инспекцию именно на УК. И если лишать лицензий всех подряд, то мы столкнемся с тем, что управлять старыми домами будет просто некому.

Ни новое постановление правительства РФ об управлении многоквартирными домами, ни последующие не решат тех накопившихся вопросов и проблем, пока собственники жилья сами не возьмут бразды правления в свои руки.

Но и им, в свою очередь, нужны реальные рычаги контроля за управляющей компанией.

И здесь, по мнению исполнительного директора некоммерческой организации «ЖКХ Контроль», члена Общественной палаты России, заместителя председателя общественного совета Минстроя Светланы Разворотневой, чиновникам необходимо учесть некоторые нюансы.

Сейчас, например, ТСЖ может деньги перечислить только после того, как работы реально выполнены. Совет дома этого не может сделать.

Поэтому мы с “Институтом экономики города” давно лоббируем идею о том, что должны быть какие-то спецсчета домов, с которых деньги списываются, хотя бы за ремонтные работы, только после того как они реально выполнены.

Должна быть абсолютно прозрачная, понятная методика расчета платы управляющей компании, а не то безобразие, которое нам Минстрой в очередной раз предложил. Нужны совершенно четкие, прозрачные формы отчетности управляющей компании, из которых видно, кто какие работы сделал, по какой цене и сколько заплатил.

Пока до прозрачности еще далеко, гражданам остается только крайне внимательно подходить к контролю за управляющей компанией. По словам председателя ТСЖ «Протопоповский, 17» Элека Рыбака, нужно стараться создавать ТСЖ, ТСН, следить за всем, что происходит в доме и во дворе:

Контроль за тем, как управляющая компания управляет домом, должны вести не обязательно все жильцы, пусть это будут какие-то определенные лица, которым жители доверяют. Как только все отходят в сторону, а, понятное дело, люди работают, заняты, дети там, свои дела, моментально этим пользуется любая управляющая компания.

С этим мнением согласен и ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. Он убежден, что если собственники не начнут прилагать усилия по контролю за деятельностью УК, то их непременно будут обманывать и на них наживаться.

Надо совершенствовать и облегчать процедуры принятия совместных решений. Чтобы все мыслили едино — это не получится ни в одном доме. Но надо все же вырабатывать некое коллективное решение, за которое голосует большинство. Сегодня провести собрания в домах очень сложно.

Чтобы собственники стали активными, нужно законодательно, нормативно упростить процедуры созыва, проведения собраний и размещения информации об этом в ГИС ЖКХ и так далее. Там сложные процедуры, даже есть наказание на инициатора собрания за то, что он что-то не разместил. Это фактически убивает инициативу организовывать собрание.

Необходимо воздействовать сильнее на те жилинспекции, которые работают очень формально, и в которых присутствуют, но не доказаны случаи коррупции.

Эксперты в области ЖКХ убеждены, что контролировать надо не только управляющие компании, но и жилищные инспекции, которые благодаря постановлению правительства РФ получают значительно больше властных полномочий и рычагов давления на УК. Светлана Разворотнева уверена, чтобы хоть что-то изменить в работе инспекторов, необходимо как можно быстрее сделать антирейтинг российских ГЖИ. Тем более что кандидаты на первые места уже имеются.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/lishat-licenzij-upravljajushhie-kompanii-stanet-proshhe_162347

Лишение лицензии управляющих компаний ЖКХ

Лишение лицензии управляющей компании

Основным видом деятельности УК является управление многоквартирными домами по договорам, заключаемым с собственниками жилья или местными органами власти. Чтобы на легальном основании осуществлять указанную деятельность, она должна иметь специальный разрешительный документ.

За что могут лишить лицензии управляющую компанию, и в каком порядке происходит эта процедура, рассмотрим в нашей статье.

За что могут лишить лицензии УК?

Разрешительные документы выдаются управляющим компаниям после прохождения проверки в специализированном ведомстве – Государственном жилищном надзоре. В состав условий и требований, которые проверяются при рассмотрении заявки, входят наличие квалификационного аттестата у руководителя предприятия, наличие спецоборудования и штата сотрудников, и т.д.

Действие лицензии распространяется на территорию только одного региона и не ограничено временными рамками. Получив такой бланк, УК находится под постоянным контролем со стороны Госжилнадзора. В ряде случаев выявленные нарушения при осуществлении деятельности управляющей организацией повлечет досрочное ее лишение. Такими основаниями могут выступать:

  • неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (лицензия будет аннулирована при наличии трех уведомлений);
  • уменьшение объема жилфонда, который обслуживает компания, более чем на 15%;
  • выявление нарушений при подаче заявки, в том числе о квалификации руководителя (аналогичным образом рассматривается дисквалификация директора по итогам административных или уголовных дел).

При уменьшении объема домов, которые обслуживает УК, лишение разрешительного документа сопровождается дисквалификацией руководителя. Срок аннулирования лицензии в этом случае составит три года.

Условия лишения лицензий

Если УК систематически не исполняет свои обязанности по договору, либо нарушает его условия, то наиболее распространенным вариантом лишения лицензии является неоднократная выдача предписаний о выявленных нарушениях. Основаниями для их выдачи являются:

  • нарушение законодательных правил, стандартов и регламентов содержания общего имущества МКД;
  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических, пожарных правил и норм;
  • ненадлежащее качество ремонтных работ в обслуживаемых домах;
  • несоблюдение требований законодательства к раскрытию информации о деятельности УК;
  • нарушение обязательных требований к предоставлению услуг ЖКХ собственникам жилья.

Проверки Госжилнадзора могут проводиться на основании представленных документов, либо путем выездных мероприятий. Инициаторами обращения могут выступать любые заинтересованные лица, в том числе владельцы жилых помещений. Также указанное ведомство вправе назначить проверку по собственному решению.

По ее итогам составляется акт с выявленными нарушениями, после чего предписание направляется в адрес управляющей компании. Этот документ подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте ГИС ЖКХ.

Кто может лишить лицензии?

Таким правом обладает только орган, выдавший разрешительный документ, т.е. служба Госжилнадзора.

Однако самого факта вынесения трех и более предписаний будет недостаточно, для аннулирования лицензионного бланка нужно будет обратиться в суд.

Заявление в судебные органы подают региональные подразделение Госжилнадзора, а управляющая компания имеет право своевременно оспаривать вынесенные предписания, чтобы продолжить профильную деятельность.

Предписания могут выноситься и на основании проверок иных уполномоченных ведомств. Например, служба Роспотребнадзора вправе проводить проверки по обращениям жильцов при несоблюдении санитарных норм и регламентов при обслуживании многоквартирного здания. Заключение по итогам проверки направляется в Госжилнадзор для принятия мер реагирования.

Как лишить управляющую компанию лицензии?

Исходя из норм ЖК РФ, аннулирование лицензионного бланка происходит по следующим этапам:

  • проведение проверок на основании обращений граждан, прокуратуры или собственной инициативе;
  • составление актов о допущенных нарушениях, вынесение предписаний и направление их в адрес УК;
  • установление причин для обращения в суд;
  • проведение судебного процесса, в ходе которого устанавливаются законные основания для досрочного прекращения разрешительного документа;
  • получение судебного акта и внесение сведений в реестр управляющих компаний о досрочном отзыве лицензии.

В результате УК лишается законных прав осуществлять деятельность по обслуживанию многоквартирных зданий. Действующие договоры с гражданами или местными органами власти подлежат досрочному прекращению.

Информация об отзыве лицензии размещается на портале ГИС ЖКХ и доступна любым заинтересованным лицам. Директор управляющей компании  не вправе заниматься указанной деятельностью в течение трех лет.

Если вас не устраивает обслуживание дома вашей УК, обратитесь за консультацией к нашим опытным юристам в сфере ЖКХ по указанным телефонам или онлайн.

Источник: https://askjurist.ru/lishenie-licenzij/lishenie-licenzii-upravlyayushih-kompanij-zhkh/

За что управляющие организации и ТСЖ ждёт уголовная ответственность

Лишение лицензии управляющей компании

Мы часто пишем об административных наказаниях управляющих организаций/ТСЖ и их должностных лиц за какие-либо нарушения в сфере управления многоквартирными домами. Сегодня мы на примерах расскажем, за что УО и ТСЖ могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Подделка протоколов и решений общих собраний собственников

Основные статьи КоАП РФ, по которым наказывают управляющие МКД организации и их должностных лиц, и размер штрафных санкций за каждое из нарушений хорошо знают почти все УО и ТСЖ. Уголовная ответственность для компаний и лиц, работающих в сфере управления многоквартирными домами, наступает реже.

Мы решили сделать обзор видов уголовных преступлений, которые могут совершить УО, ТСЖ и жилищные кооперативы, управляя многоквартирными домами. Уголовная ответственность по УК РФ может наступить как по общим для всех лиц в России основаниям, так и в ситуациях, которые связаны конкретно с деятельностью по управлению домами.

Большинство управляющих организаций знают о таком уголовно наказуемом нарушении, как подделка протоколов и/или решений собственников на общем собрании, – ч.ч. 1 ст. 327 УК РФ. Рассмотрим подробнее, за какие ещё преступления в сфере управления многоквартирными домами и по каким статьям могут осудить руководителей и/или сотрудников УО/ТСЖ.

О дисквалификации руководителей ТСЖ и УО по разным статьям КоАП РФ

Причинение крупного ущерба или вреда здоровью из-за ненадлежащего исполнения обязанностей

Первая группа уголовных преступлений, за которые нередко наказывают руководителей УО и ТСЖ – причинение тяжкого вреда здоровью или смерти из-за того, что управляющая домом организация ненадлежащим образом выполняла свои обязанности по содержанию и ремонту многоквартирного дома.

Примеров таких ситуаций множество: гибель людей из-за неисправности лифта, обрушения балконной плиты, сход с крыш снега, который не был вовремя убран:

  • Руководителя УК в Перми задержали из-за сосульки, убившей младенца
  • Директора управляющей компании осудили за гибель четырёх человек

За такие нарушения, если в ситуации сильно пострадали люди, УО/ТСЖ привлекается к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 УК РФ. Если из-за ненадлежащего выполнения УО/ТСЖ обязанностей по содержанию и ремонту дома кто-то погиб, то судить виновного будут по ч. 2 ст. 109 или ч. 3 ст. 238 УК РФ.

Если УО отключила в квартире электроэнергию, что нанесло крупный ущерб имуществу собственника или всего дома, причинило тяжкий вред здоровью или привело к смерти человека, то виновного в этом осудят по ч.ч. 1, 2 ст. 215.1 УК РФ. Но здесь есть важное условие – суд должен установить, что действия управляющей организации по отключению/ограничению коммунальной услуги были незаконными.

Проникновение в квартиру без разрешения проживающих

Сотрудникам управляющей организации или ТСЖ в некоторых ситуациях необходимо попасть в помещения собственников: например, для осмотра общедомовых коммуникаций, которые проходят через квартиры, для проверки приборов учёта. Они имеют на это право согласно пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354.

Однако УО/ТСЖ не имеют право врываться в квартиры без разрешения их собственников. В ином случае законодательство трактует действия сотрудников как незаконное проникновение в жилое помещение против воли проживающих с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 139 УК РФ.

За какие нарушения по КоАП РФ дом исключается из реестра лицензий

Присвоение имущества собственников или платежей за ЖКУ

Руководители и сотрудники управляющих организаций и ТСЖ также привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество. Чаще всего эти преступления связаны с обращением с общим имуществом собственников, его ремонтом и расходованием средств, которые жители многоквартирных домов платят УО за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

  • Мошенничество с использованием служебного положения – ч. 3 ст. 159 УК РФ: хищение имущества собственников, незаконное оформление прав собственности на него с помощью обмана.
  • Преднамеренное неисполнение договоров, если это стало причиной ущерба, в том числе в крупном (свыше 3 млн рублей) и особо крупном, более 12 млн рублей, размере – ч.ч. 5, 6, 7 ст. 159 УК РФ.

К этой группе преступлений, с которыми могут столкнуться УО/ТСЖ при управлении многоквартирными домами, можно отнести присвоение или растрату имущества собственников, их денежных средств с использованием служебного положения.

Это не только присвоение платежей собственников за ЖКУ, но и продажа каких-либо элементов или объектов, входящих в состав общего имущества собственников. Виновного осудят по ч.ч. 3, 4 ст. 160 УК РФ, например:

  • На УО заведено уголовное дело за хищение платы жителей домов за ЖКУ

Деятельность без лицензии с крупным доходом и уклонение от уплаты долгов

Руководителей управляющих организаций могут осудить по ч. 1 ст.

171 УК РФ в случае, если компания занималась управлением многоквартирными домами без получения на это лицензии, собирала с них платежи и получила от своей незаконной деятельности доход или причинила ущерб свыше 2,25 млн рублей. Если сумма ущерба/дохода в итоге превысила 9 млн рублей, то судить виновного будут по ч. 2 ст. 171 УК РФ.

Также руководителя УО могут наказать по этим статьям за иную принёсшую ей значительный доход деятельность, для ведения которой необходимо получать лицензию: например, на вывоз отходов или обслуживание лифтового оборудования, оборудования пожарной безопасности.

УО хорошо знают, что за непогашение долгов перед РСО могут лишить лицензии, но мало кто помнит, что за злостное уклонение от погашения задолженности в сумме более 2,25 млн рублей после того, как задолженность была подтверждена судом, руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ:

  • Против УО в Орске возбудили уголовное дело из-за долгов перед РСО
  • Директору УО грозит уголовное наказание за долги перед РСО

За что суд назначает дисквалификацию директору УО и как её оспорить

Нарушение требований безопасного проживания в доме из-за действий или бездействия УО

Управляющие организации и ТСЖ отвечают за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и создание условий для безопасного проживания людей в таком доме.

В ситуациях, если из-за ненадлежащего исполнения УО своих обязанностей произошёл несчастный случай, в результате которого сильно пострадали или даже погибли люди, руководитель и сотрудники управляющей организации будут наказаны по УК РФ. Сюда относятся нарушения:

  • При проведении ремонтных работ – ч.ч. 1–3 ст. 216 УК РФ.

По такой статье осудят сотрудников УО, если, например, на человека/людей обрушились строительные леса, возведённые для ремонта фасада дома, или он/они отравились газом, парами красок, что причинило тяжкий вред здоровью. К такому вреду относят потерю слуха, зрения, психические расстройства, утрату трудоспособности, прерывание беременности и другое.

  • Требований пожарной безопасности – ч.ч. 1–3 ст. 219 УК РФ.

Управляющая организация по договору управления отвечает за пожарную безопасность в доме, в том числе следит за тем, чтобы не были захламлены коридоры и лестницы, открывались все входные двери, в надлежащем состоянии содержалась электропроводка в доме и другое. Если в доме случится пожар, огонь причинит значительный ущерб имуществу/здоровью людей, кто-то погибнет, и вина УО в этом будет доказана, то судить виновных будут по УК РФ.

  • Санитарно-эпидемиологических правил – ч.ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

Примером ситуации, когда руководителя/сотрудников УО будут судить по УК РФ за такое нарушение, может стать распространение в доме или на придомовой территории крыс, которые являются переносчиками опасных заболеваний. Если это станет причиной массового заболевания или отравления людей, то УО, не принявшую вовремя мер по дератизации, ждёт наказание за уголовное преступление.

Также уголовная ответственность в отношении управляющих домами организаций предусмотрена в случае, если они не исполнили требования вступившего в силу судебного акта или препятствовали их исполнению (ст. 315 УК РФ):

  • Неисполнение решения суда грозит уголовным наказанием директору УО

На заметку

Главной особенностью почти всех ситуаций, когда УО/ТСЖ грозит уголовная ответственность за их действие/бездействие при управлении многоквартирными домами, является причинение ущерба в крупном и особо крупном размере, нанесение тяжкого вреда здоровью или же смерть одного или более лиц.

При этом использование сотрудниками своего служебного положения при совершении противоправных действий отягчает их вину и делает наказание за них более строгим. УК РФ по указанным выше преступлениям предусмотрены разные виды наказаний. Это может быть:

  • лишение свободы до 10 лет;
  • арест сроком до 6 месяцев;
  • принудительные работы;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • штрафы, в некоторых случаях достигающие 0,5–1 млн рублей;
  • лишение права занимать должности/вести деятельность сроком до 5 лет.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

– поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх»

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/za-chto-upravliaiuscie-organizacii-i-tsj-jdet-ugolovnaia-otvetstvennost-5d5e8495d5135c00ad892721

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.