Магазин в многоквартирном доме оплата коммунальных услуг

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Магазин в многоквартирном доме оплата коммунальных услуг

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.

2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов.

Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например.

Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений.

Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина.

Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Источник: https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html

Оплата коммунальных услуг собственниками офисов и магазинов, расположенных в многоквартирных домах

Магазин в многоквартирном доме оплата коммунальных услуг

(Елисеев И.) («Жилищное право», 2012, N 11)

ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМИ ОФИСОВ И МАГАЗИНОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

И. ЕЛИСЕЕВ

Елисеев Иван, руководитель практики, Группа правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С».

С 1 сентября 2012 года изменился порядок исчисления объема потребления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе и для предпринимателей, занимающих нежилые помещения в таких домах (офисы, магазины). В статье Ивана Елисеева, руководителя практики «Энергетика и право» Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С», проводится сравнительный анализ новых и старых правил расчета.

СТАРЫЙ ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЪЕМА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Принципиально законодатель никогда не ставил вопрос об особом правовом статусе собственников нежилых помещений (офисов, магазинов) в многоквартирных домах.

Жилищный кодекс РФ, например, отношения между владельцами коммерческих помещений с другими собственниками и операторами коммунальных услуг не рассматривает как особенные или специфические.

Но когда дело доходит до регулирования конкретных ситуаций, становится понятно, что полное отождествление статуса собственников коммерческих помещений с собственниками квартир невозможно.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме , детализирующим положения ЖК РФ, собственник нежилого помещения в правах и обязанностях эквивалентен собственнику квартиры.

Например, если домом управляет управляющая компания, размер платы за содержание недвижимости должен быть одинаков для собственников любых помещений в этом доме (п. 31 указанных Правил). ——————————— Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Однако при установлении норм и правил взаимоотношений между собственниками коммерческих помещений и операторами коммунальных услуг возникает ряд сложностей, поскольку фактически правила расчета размера потребленных услуг для собственников магазинов и офисов и собственников квартир оказываются разными.

В частности, система расчета оплаты в ЖК РФ предполагает либо приборное определение количества коммунальных услуг, либо бесприборное (безучетное, нормативное) — на основании нормативов потребления. Однако Правила предоставления коммунальных услуг ситуацию с коммерческими помещениями в многоквартирных домах оговаривают отдельно.

Так, если в доме нет ни общедомовых, ни индивидуальных приборов учета, размер платы собственников коммерческих помещений за водоснабжение определяется исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов — в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

При этом Правила не поясняют, что следует понимать под отсутствием нормативов: либо отсутствие нормативов, принятых в отношении именно коммерческих помещений, либо отсутствие нормативов в принципе.

Судебная практика дает свой ответ: нельзя рассчитывать потребление услуги водоснабжения собственником коммерческих помещений по нормативу, установленному только для жилого помещения . ——————————— См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2010 г. N Ф09-7810/10-С5 по делу N А60-3586/2010-С2.

Водоотведение для нежилых помещений также определяется совсем по-другому, нежели для квартир: не по нормативу, а по объемам потребления холодной и горячей воды.

По нашему мнению, данная норма гораздо справедливее, чем действующая норма о расчете объема водоотведения для квартир: если в последних есть приборы учета горячей и холодной воды, но нет прибора учета объема водоотведения (а это повсеместная ситуация), то формально объем водоотведения должен считаться по нормативу. Как показывает практика, наличие или отсутствие прибора учета холодной и горячей воды может быть проигнорировано судом при оценке правильности расчета объема водоотведения, произведенного оператором коммунальной услуги . ——————————— См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2012 г. N 17АП-13386/2011-ГК по делу N А60-23773/2011.

Если же вести речь о газе и электрической энергии, объем данных ресурсов при отсутствии общедомового прибора учета определяется расчетным путем — в соответствии с мощностью и режимом работы потребляющих устройств, установленных в нежилых помещениях.

Метод расчета собственник нежилого помещения должен согласовывать непосредственно с поставщиком газа или электроэнергии, с которым заключен договор.

Либо, если прямого договора с поставщиком нет, за собственника этот метод согласуют поставщик и исполнитель коммунальной услуги.

НОВЫЙ ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЪЕМА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов .

Документ, в совокупности с другими недавно принятыми актами жилищного права, направлен на поиск золотой середины между интересами участников отношений: поставщик — исполнитель — потребитель. ——————————— Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно новым Правилам, объем безучетного потребления коммунальных услуг владельцами любых помещений будет определяться несколько иначе. Плата будет включать две составляющие: доля общедомового потребления коммунальных услуг данным лицом и доля индивидуального потребления.

Индивидуальное потребление холодного и горячего водоснабжения, газо — и электроснабжения в нежилом помещении определяется ненормативным расчетным способом, аналогичным тому, который определен между оператором коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

В случае заключения прямого договора с поставщиком объем потребления согласуется владельцем помещения и поставщиком коммунального ресурса. Доля же общедомового потребления определяется одним из двух способов: 1. Если дом не оборудован прибором общего учета, общедомовое потребление коммунальных услуг определяется с помощью применения специального общедомового норматива. 2.

Если дом оборудован прибором общедомового учета, то из общедомовых показателей вычитаются индивидуальные показатели потребления (приборные и бесприборные) всех собственников. Оставшаяся сумма распределяется между всеми собственниками пропорционально площади их помещений.

С нашей точки зрения, такое решение в части определения общедомовой доли потребления собственников коммерческой недвижимости следует признать правильным. Во всяком случае, это корреспондирует с общим принципом ЖК РФ: больше площади — больше прав, а соответственно, и больше обязанностей у собственника согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ .

В то же время двухступенчатая система определения расходов на коммунальные услуги разрешает и ряд проблем собственников коммерческих помещений в жилых домах. Например, многие нежилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами отопления.

Иногда через них могут проходить трубы отопления, которые являются общим имуществом и за счет потерь тепловой энергии в которых нежилое помещение и получает тепло. Но иногда труб или иных систем общедомового отопления может и не быть. Естественно, оборудовать узлы учета на общедомовые системы отопления в первом случае бессмысленно или невозможно.

Однако следует признать, что в обеих ситуациях как невольный совладелец общих коммуникаций собственник нежилых помещений обязан нести расходы на их содержание. ——————————— При этом собственник должен понимать, что принципиально его обязанность нести расходы на общее имущество никак не обусловлена тем фактом, пользуется ли он им или нет. Например, собственник магазина на первом этаже может вообще не пользоваться лифтом или чердаком, но платить за содержание этого имущества обязан.

По правилам, которые действовали до 1 сентября 2012 года, если собственник коммерческих помещений хотел определиться с размером своего вклада в содержание систем отопления, то он мог освободиться от платежей полностью (на основании соответствующих положений законодательства и сложившейся судебной практики ) либо оплатить отопление по нормативу. Ни первое, ни второе нельзя назвать правильным. ——————————— См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. N 14801/08 и Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 16 — 17 июня 2011 г.

Естественно, с введением новой системы нормативов будет возникать меньше вопросов, особенно в части того, почему при определении расчетного потребления коммунальных услуг собственником нежилого помещения включается общедомовое потребление и почему именно в таком размере.

——————————————————————

Источник: https://center-bereg.ru/a241.html

Нежилое помещение в многоквартирном доме: оплата коммунальных услуг 2020 год

Магазин в многоквартирном доме оплата коммунальных услуг

Обязанности по возмещению затрат за услуги коммунальных служб несут как владельцы жилья, так и помещений из нежилого фонда многоквартирного дома (МКД).

При этом владелец коммерческой площади должен иметь свидетельство на регистрацию права владеть им, установить в помещении учетные индивидуальные приборы на используемые ресурсы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Многие жильцы неправильно понимают суть категории «нежилые помещения», путая их с МОП – местами общего пользования. Из-за этого недопонимания возникает множество вопросов в отношении определения расчетных сумм за «коммуналку».

Случаются варианты, когда места общего пользования становятся чьей-то собственностью и переходят в состав коммерческих помещений. В даном варианте удельный вес площадей МОП в доме уменьшается, а, соответственно – снижается и квартплата жильцов. Платить за коммуналку в цокольных, чердачных или подвальных помещениях, ставших нежилой площадью, будут уже их собственники.

Оплата услуг ЖКХ, предоставляемых для нежилых объектов – обязанность их владельцев. На общих основаниях они платят и за услуги ресурсопредоставляющих организаций и за содержание общедомового имущества. Плата является законной, хотя таким имуществом они не пользуются, располагаясь на первом этаже, имея отдельный вход и подключение инженерного обеспечения.

Согласно нормам Постановления №354 услуги организаций-поставщиков предоставляются со времени признания за собственниками нежилых площадей их имущественного права. Их состав зависит от степени благоустройства МКД и включает:

  • электрообеспечение;
  • снабжение газом, водой (холодной и горячей);
  • водоотведение;
  • сбор ТБО (твердых бытовых отходов).

За исключением поставки тепла, осуществляемой лишь в холодное время года, все остальные услуги обеспечиваются круглогодично.

Определение тарифов на коммунальные услуги – прерогатива органов местного самоуправления, которые обосновывают их с помощью данных независимой экспертизы. Для расчетов потребителей с ресурсопоставляющими организациями эти величины применяются только после их утверждения специальной энергетической комиссией, имеющей аккредитацию Госстроя РФ.

В себестоимости коммунальных услуг значительную долю составляют затраты на покупные энергоресурсы. Для обеспечения услуг теплоснабжения процентное соотношение статей калькуляции следующее:

  • затраты на разные виды топлива – около 35%;
  • расходы за используемую электрическую энергию ≈ 9–10%;
  • затраты на зарплату (с отчислениями) – около 15%.

Структура затрат на водоснабжение выражается, соответственно, величинами ≈ 20%, 18–20%, 15%. В ее состав включают и доходную составляющую, которая для всех коммунальных услуг закладывается на уровне примерно 5%.

причина повышения тарифов на «коммуналку» – рост цен на газ, электричество, воду, тепло, являющийся результатом увеличения уровня инфляции. Пересмотр тарифов согласно федеральному законодательству должен происходить не чаще, чем одинажды в год.

При расчете суммы, вносимой за потребленные в течение месяца услуги, применяются тарифы снабжающей организации. Расчет потребления ресурса сводится к использованию формулы, в которой повторяющейся ежемесячно величиной является тариф (цена за единицу ресурса). Изменяющаяся величина – это количество потребляемого ресурса.

Определение постоянно изменяющейся величины происходит по общим для дома или индивидуальным приборам. Таким образом, простым умножением названых величин, рассчитывается значения сумм уплаты за потребленный в коммерческом помещении газ, горячую и холодную воду, утилизированные стоки, электроэнергию:

  • П – величина в рублях, подлежащая возмещению за использовынные услуг.
  • V – израсходованный объем ресурса за расчетное время.
  • Т – тариф.

Подлежащую ежемесячной оплате сумму за отопление (при неустановленых в нежилой площади или доме учетных приборах), определяют умножением трех множителей:

  • общей площади нежилого помещения (S);
  • нормативной величины потребления отопления (N);
  • установленного тарифа (T).

В зависимости от периодичности уплаты за услугу отопления – круглогодично или на протяжении отопительного сезона – используется коэффициент к нормативу потребления (К). Он определяется делением времени отопительного сезона (в месяцах) на количество месяцев в году, т. е – на число 12.

Если в доме имеется счетчик тепла – при расчете используются его показания для МКД (V), отношение общей площади нежилого объекта к площади дома (S н/ж пл. : S мкд) и установленный законодательными нормами тариф (Т):

Имея собственный прибор учета тепла, владелец нежилой недвижимости оплатит услугу по соответствующей формуле, умножая нежилую квадратуру (S) на объем услуги (V) и тариф (T).

Для всех видов коммунальных услуг уплата собственником нежилых помещений за их использование включает и общедомовую составляющую. Ее рассчитывают двумя путями:

  1. разделив общее потребление на общедомовой норматив – при отсутствии приборного учета;
  2. при наличии приборов общедомового потребления из общего значения вычитается индивидуальное потребление, а оставшаяся часть распределяется пропорционально квадратуре помещений.

Источник: https://avtoyurait.ru/platezhi/nezhiloe-pomeshhenie-v-mnogokvartirnom-dome-oplata-kommunalnyh-uslug-2009-god.html

Как платить за офис в многоквартирных домах

Магазин в многоквартирном доме оплата коммунальных услуг

13 марта 2012

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Статья о новом порядке исчисления объема потребления коммунальных услуг для собственников коммерческой недвижимости в многоквартирных домах

Елисеев Иван Сергеевич
Не работает

С 1 сентября 2012 года меняется порядок исчисления объема потребления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе и для предпринимателей, занимающих нежилые помещения в таких домах (офисы, магазины). В статье Ивана Елисеева проводится сравнительный анализ новых и старых правил расчета.

Старый порядок расчета объема коммунальных услуг

Принципиально законодатель никогда не ставил вопрос об особом правовом статусе собственников нежилых помещений (офисов, магазинов) в многоквартирных домах.

Жилищный кодекс РФ, например, отношения между владельцами коммерческих помещений с другими собственниками и операторами коммунальных услуг не рассматривает как особенные или специфические.

Но когда дело доходит до регулирования конкретных ситуаций, становится понятно, что полное отождествление статуса собственников коммерческих помещений с собственниками квартир невозможно.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме [1], детализирующим положения Жилищного кодекса РФ, собственник нежилого помещения в правах и обязанностях эквивалентен собственнику квартиры. Например, если домом управляет управляющая компания, размер платы за содержание недвижимости должен быть одинаков для собственников любых помещений в этом доме (п. 31 указанных Правил).

Однако при установлении норм и правил взаимоотношений между собственниками коммерческих помещений и операторами коммунальных услуг возникает ряд сложностей, поскольку фактически привила расчета размера потребленных услуг для собственников магазинов и офисов и собственников квартир оказываются разными.

В частности, система расчета оплаты в Жилищном кодексе РФ предполагает либо приборное определение количества коммунальных услуг, либо бесприборное (безучетное, нормативное) — на основании нормативов потребления.

Однако Правила предоставления коммунальных услуг ситуацию с коммерческими помещениями в многоквартирных домах оговаривают отдельно.

Так, если в доме нет ни общедомовых, ни индивидуальных приборов учета, размер платы собственников коммерческих помещений за водоснабжение определяется исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов — в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

При этом Правила не поясняют, что следует понимать под отсутствием нормативов: либо отсутствие нормативов, принятых в отношении именно коммерческих помещений, либо отсутствие нормативов в принципе.

Судебная практика дает свой ответ: нельзя рассчитывать потребление услуги водоснабжения собственником коммерческих помещений по нормативу, установленному только для жилого помещения [2].

Водоотведение для нежилых помещений также определяется совсем по-другому, нежели для квартир: не по нормативу, а по объемам потребления холодной и горячей воды.

По нашему мнению, данная норма гораздо справедливее, чем действующая норма о расчете объема водоотведения для квартир: если в последних есть приборы учета горячей и холодной воды, но нет прибора учета объема водоотведения (а это повсеместная ситуация), то формально объем водоотведения должен считаться по нормативу.

Как показывает практика, наличие или отсутствие прибора учета холодной и горячей воды может быть проигнорировано судом при оценке правильности расчета объема водоотведения, произведенного оператором коммунальной услуги [3].

Если же вести речь о газе и электрической энергии, объем данных ресурсов при отсутствии общедомового прибора учета определяется расчетным путем — в соответствии с мощностью и режимом работы потребляющих устройств, установленных в нежилых помещениях.

Метод расчета собственник нежилого помещения должен согласовывать непосредственно с поставщиком газа или электроэнергии, с которым заключен договор.

Либо, если прямого договора с поставщиком нет, за собственника этот метод согласуют поставщик и исполнитель коммунальной услуги.

Новый порядок расчета объема коммунальных услуг

1 сентября 2012 года вступают в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [4]. Документ, в совокупности с другими недавно принятыми актами жилищного права, направлен на поиск золотой середины между интересами участников отношений: поставщик — исполнитель — потребитель.

Согласно новым правилам, объем безучетного потребления коммунальных услуг владельцами любых помещений будет определяться несколько иначе. Плата будет включать две составляющих: доля общедомового потребления коммунальных услуг данным лицом и доля индивидуального потребления.

Индивидуальное потребление холодного и горячего водоснабжения, газо- и электроснабжения в нежилом помещении определяется ненормативным расчетным способом, аналогичным тому, который определен между оператором коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. В случае заключения прямого договора с поставщиком объем потребления согласуется владельцем помещения и поставщиком коммунального ресурса.

Доля же общедомового потребления определяется одним из двух способов:

1. Если дом не оборудован прибором общего учета, общедомовое потребление коммунальных услуг определяется с помощью применения специального общедомового норматива.

2. Если дом оборудован прибором общедомового учета, то из общедомовых показателей вычитаются индивидуальные показатели потребления (приборные и бесприборные) всех собственником. Оставшаяся сумма распределяется между всеми собственниками пропорционально площади их помещений.

С нашей точки зрения, такое решение в части определения общедомовой доли потребления собственников коммерческой недвижимости следует признать правильным. Во всяком случае, это корреспондирует общему принципу Жилищного кодекса РФ: больше площади — больше прав, а соответственно, и больше обязанностей у собственника, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ [5].

В то же время, двухступенчатая система определения расходов на коммунальные услуги разрешает и ряд проблем собственников коммерческих помещений в жилых домах. Например, многие нежилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами отопления.

Иногда через них могут проходить трубы отопления, которые являются общим имуществом, и за счет потерь тепловой энергии в которых нежилое помещение и получает тепло. Но иногда труб или иных систем общедомового отопления может и не быть. Естественно, оборудовать узлы учета на общедомовые системы отопления в первом случае бессмысленно или невозможно.

Однако следует признать, что в обеих ситуациях, как невольный совладелец общих коммуникаций, собственник нежилых помещений обязан нести расходы на их содержание.

Сейчас, по правилам, которые будут действовать до 1 сентября 2012 года, если собственник коммерческих помещений хочет определиться с размером своего вклада в содержание систем отопления, то он может освободиться от платежей полностью (на основании соответствующих положений законодательства и сложившейся судебной практики [6]) либо оплатить за отопление по нормативу. Ни первое, ни второе нельзя назвать правильным.

Естественно, с введением новой системы нормативов будет возникать меньше вопросов, особенно в части того, почему при определении расчетного потребления коммунальных услуг собственником нежилого помещения включается общедомовое потребление и почему именно в таком размере.

в газете “Статус” (№3 (11)/2012) и журнале “ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС” (№19/2012).

[1] Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

[2] См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2010 г. №Ф09-7810/10-С5 по делу №А60-3586/2010-С2.

[3] См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. №17АП-13386/2010-ГК по делу №А60-23773/2011.

[4] Утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

[5] При этом собственник должен понимать, что принципиально его обязанность нести расходы на общее имущество никак не обусловлена тем фактом, пользуется ли он им или нет. Например, собственник магазина на первом этаже может вообще не пользоваться лифтом или чердаком, но платить за содержание этого имущества обязан.

[6] См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. №14801/08 и Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 15-16 июля 2011 г.

договорное право, ЖКХ, коммерческое право, недвижимость, строительство, энергетика, юридические консультации, юридическое обслуживание

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/oplata_kommunal_nyh_uslug_sobstvennikami_ofisov_i_magazinov_raspolozhennyh_v_mnogokvartirnyh_domah/

Верховный суд разъяснил правила платежей для нежилых помещений

Магазин в многоквартирном доме оплата коммунальных услуг

Актуальный вопрос изучил Верховный суд – сколько должен платить за ЖКХ гражданин, обитающий в апартаментах? Вопрос не праздный.

Сегодня реклама продажи помещений, которые в старые времена назывались чердачными, а ныне элегантно именуются апартаментами, бьет все рекорды.

Новое жилье – недешевое удовольствие, а вот помещение под крышей хоть и не совсем привычно, зато стоит в разы дешевле. А значит, имеет стабильный спрос.

Но в более дешевом по сравнению с квартирой помещении есть проблема, о которой не предупреждают риелторы и застройщики – апартаменты не считаются жилым помещением. И это создает некие трудности.

Верховный суд объяснил правила перепланировки жилья

Вот с такими проблемами столкнулась собственница апартаментов в Рязани. Она вынуждена была пойти в суд с иском к управляющей компании. По мнению истицы, тариф, который был ей выставлен, сильно завышен. Гражданка просила суд признать тарифы по оплате содержания жилья и за электроэнергию незаконными и обязать управляющую компанию сделать перерасчет.

Здание, в котором расположены апартаменты, имеет статус нежилого, то есть это не многоквартирный дом. Собственники нежилых помещений в этом доме собрались и проали за управляющую компанию.

Но на этом собрании они не проали за условия договора с коммунальщиками.

Через пару месяцев жильцы попытались собраться еще раз и утвердить плату за содержание квадратного метра апартаментов, но кворума не получилось – решение так и не приняли.

Правовые аспекты ЖКХ эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Так дом и остался без утвержденного договора с коммунальщиками. Нашей истице в конце года управляющая компания выставила счет за содержание жилья и за электроэнергию. Платить долг гражданка отказалась и пошла в суд.

Там она заявила, что тариф незаконный, так как нет “оформленного волеизъявления собственников”, а у нее самой нет договора с управляющей компанией. Да и выставлять такой тариф коммунальщики не имели права, так как они – не энергоснабжающая или энергосбытовая организация.

А еще истица заявила, что когда-то поселок, на территории которого расположено здание, был включен в состав города Рязани, но жителям поселка тогда пообещали сохранение льгот сельских жителей.

По мнению истицы, раз ее апартаменты предназначены “для временного проживания”, а не для ведения бизнеса, то для нее тарифы должны быть как для сельчан – с понижающим коэффициентом.

Местный районный суд, а позже и областной согласились с истицей частично и обязали управляющую компанию сделать перерасчет платы за содержание жилья. В перерасчете платы за электроэнергию отказали. Но теперь коммунальщики не согласились с этим вердиктом и пошли в Верховный суд. Там дело изучили и с решением рязанских коллег не согласились.
Вступили в силу новые правила для “обманутых дольщиков”

В материалах дела Верховный суд увидел следующее: апартаменты, то есть нежилое помещение истицы, находятся в едином оздоровительном комплексе с красивым названием, который обслуживает ответчик – управляющая компания.

Договор с коммунальщиками подписал еще застройщик.

В договоре сказано, что он должен действовать до того момента, как собственники подпишут договор с какой-либо другой специализированной организацией или на общем собрании собственников найдут другой способ управления.

Местные суды решили, что действующий договор общее собрание не принимало, значит, размер платы должен регулироваться актом органа местного самоуправления. Верховный суд с выводом коллег не согласился. Он напомнил, что по Жилищному кодексу относится к жилым помещениям квартира, ее часть или комната.

А истица владеет нежилым помещением в нежилом здании. По Гражданскому кодексу (статья 210) собственник несет бремя содержания своего имущества. Был специальный пленум Верховного суда (№25 от 23 июня 2015 года), на котором рассматривался вопрос, касающийся собственников помещений в нежилых зданиях.

Там сказано следующее: общее собрание собственников квартир проводится, чтобы обсудить размеры платы за содержание жилого помещения в доме. Плата устанавливается в размере , обеспечивающем содержание общего имущества.

И эти платежи должны быть “достаточными для финансирования услуг и работ по поддержанию дома в нормальном состоянии”. Верховный суд подчеркнул: местные суды в нашем споре применили тариф для нормального жилья со всеми удобствами. А истица – собственник нежилого помещения в нежилом здании.

Так что тарифы для квартир здесь применять нельзя, так как перечень услуг для жилого и нежилого помещения разный. А тарифы для нежилого помещения органы местного самоуправления не устанавливают.

В более дешевом по сравнению с квартирой помещении есть проблема, о которой не предупреждают риелторы

Местный суд должен был сделать следующее: раз общее собрание жильцов не решило вопрос с размером платы за содержание помещений, то именно суд должен был установить, какой был сделан коммунальщиками объем работ в здании, сколько оказано услуг и насколько они экономически обоснованны. Поэтому дело владелицы апартаментов Верховный суд велел пересмотреть.

Источник: https://rg.ru/2018/10/14/verhovnyj-sud-raziasnil-pravila-platezhej-dlia-nezhilyh-pomeshchenij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.